Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.

Взгляд

  • Ноябрь 2018

    Фото: ILLUSTRATION AFP ZACH BOYDEN-HOLMES

    Единый день голосования в США

    6 ноября 2018 года в США прошли промежуточные выборы.
    103 миллиона американских избирателей переизбрали всех 435 членов нижней палаты (Конгресса), 35 сенаторов верхней палаты (Сената), губернаторов штатов и членов местных законодательных собраний.

    Выборы подтвердили существующую сегодня в стране невиданную со времен Гражданской войны ХIX века, глубокую, как считают некоторые аналитики, поляризацию американского общества по основным осевым составляющим — расовой, гендерной, социальной, возрастной, территориальной, идеологической и политической:

    • тающее белое большинство против этнических меньшинств, готовых к демографическому доминированию с 2030 года (афроамериканцев + выходцев из Латинской Америки и Азии);
    • относительно преуспевающее население крупных мегаполисов западного и восточного побережий США и их пригородов против срединной/глубинной/провинциальной/сельской Америки;
    • «прогрессистские» космополитичные, толерантные представители среднего класса, либеральной интеллигенции, молодежи до 35 лет, образованных женщин и ЛГБТ-меньшинств против консервативно-традиционной, англосаксонской, белой, мужской, возрастной Америки — «трудяг реднеков».

    Обе политические партии одновременно представили достигнутые результаты как свою «историческую победу».

    Демократическая партия впервые с 2008 года разрушила монополию республиканцев на одновременное обладание федеральной исполнительной и законодательной ветвями власти, вернув себе контроль за нижней палатой парламента (получив на 35 мандатов больше, чем республиканцы). Помимо этого, в 7 штатах демократы отыграли губернаторские посты и получили контроль над законодательными собраниями в 8 штатах, ранее контролировавшимися республиканцами.

    В то же время так называемая «голубая» революция (традиционный цвет демократов), направленная на тотальное поражение «выскочки» — президента Дональда Трампа, провалилась. Республиканская партия не просто сохранила, но упрочила свой контроль над верхней палатой парламента — Сенатом (52 сенатора вместо 51, еще в двух штатах продолжается повторный пересчет голосов). Республиканцы одержали победу на выборах губернаторов в таких ключевых штатах, как Флорида, Огайо, Джорджия и Арканзас, тем самым упрочив свой «административный ресурс» к президентским выборам 2020 года.

    Разница в результатах партий на выборах в Конгресс и Сенат связана в том числе с особенностью американской избирательной системы. Успех демократов в Конгрессе обеспечен их доминированием в густонаселенных штатах и крупных мегаполисах. Одновременно преобладание республиканцев в Сенате связано с равным представительством штатов — вне зависимости от размера и численности населения — в верхней палате, где «республиканский» Вайоминг с населением 530 тыс. жителей имеет столько же сенаторов, что и 30-миллионная «демократическая» Калифорния.

    Главный смысл вердикта американских избирателей в том, что, с одной стороны, был восстановлен традиционный баланс противостояния исполнительной и законодательной власти в знаменитой американской системе «сдержек и противовесов», с другой стороны, подтвержден прочный, массовый электоральный фундамент «революции Трампа» против глобалистского «вашингтонского болота», как авангарда либерального мирового порядка.

    На ближайшую историческую перспективу можно с уверенностью предсказать:

    • фактическое начало новой президентской гонки – 2020;
    • дальнейшую поляризацию американского общества по указанным выше линиям и, как итог, тупик в продвижении президентом Трампом своих основных внутриполитических планов: корпоративной налоговой реформы, отмены введенной Бараком Обамой системы обязательного медицинского страхования, строительства т. н. «стены» против мигрантов на границе с Мексикой, пересмотра экологической повестки и т.д.;
    • попытки демократов с новой силой ослабить президентство Трампа и перспективы его переизбрания в 2020 году путем всевозможных расследований, провоцированием конституционного кризиса и даже угрозы импичмента в случае его попыток помешать комиссии специального прокурора Роберта Мюллера «разобраться» с т. н. «русским делом»;
    • отныне президент Трамп, готовясь к схватке 2020 года, будет сваливать вину за любые неудачи во внутренней и внешней политике на противодействие «демократического Конгресса».

    Политологи практически единодушно сходятся во мнении о негативных последствиях итогов выборов для каких-либо попыток нормализации российско-американских отношений. Сюжет с Россией станет триггером ожесточающихся нападок на президента Трампа (как ее «тайного коллаборациониста») либо разменной монетой во внутриполитических торгах республиканцев и демократов в Конгрессе для достижения показательного антироссийского санкционного единства в обмен на продвижение некоторых пунктов чисто внутриполитической повестки действующего президента.

  • Октябрь 2018

    Осень. Октябрь. Падают биржи.

    В конце первой декады октября мировые финансовые рынки сильно встряхнуло. Накопившиеся дисбалансы в глобальных финансовой и торговой сферах громко дали о себе знать.

    Почин, как и в 1929 году, и в 2008 году, сделали США. После развязанной президентом Трампом торговой войны «против всех» и очередного повышения американским финансовым регулятором ФРС базовой ставки на 25 пунктов стоимость кредитов для американских компаний значительно повысилась и одновременно резко выросла доходность американских государственных облигаций (на какой-то момент до 3,3 %). Для сравнения: средняя дивидендная доходность акций компаний в американском индексе широкого рынка «S&P 500» ниже 2 %. Инвесторы бросились продавать акции частных компаний и покупать государственные облигации США.

    В результате 10–11 октября произошел обвал на ведущих биржах акций США сразу на 3–4 %, затем по цепочке он перекинулся в Азию, где достиг размеров 5–6 %. Паника в меньшей степени захватила Европу, включая Россию, где биржи упали до 2,5 %.

    Масштабное падение глобальных финансовых рынков отразилось и на рынках сырья: стоимость барреля нефти упала за 2 дня с $85 до $80.

    Эксперты считают, что спусковым механизмом нынешнего кризиса могли стать действия американского финансового регулятора и позиция ведущих инвесторов, для которых в эти дни наступили период отчетности за III квартал и фиксирование прибыли.

    Более фундаментальными триггерами стали быстрое нарастание глобального долга и действия «слона в посудной лавке», т. е. начатые президентом Трампом торговые войны.

    По первому сюжету можно отметить, что мировая задолженность в государственном и частном секторах с 2008 года выросла на 60 % до рекордных $182 трлн, по данным МВФ. По второму пункту — мировая экономика начинает расти медленнее, как только страны, задействованные в глобальной торговле, вводят торговые ограничения.

    Три раунда взаимных санкций крупнейших торговых держав — США и Китая — затронули практически весь их совокупный экспорт/импорт (около $700 млрд в год). Так как экспорт китайских товаров в США в пять раз больше американского экспорта в КНР, в торговой войне санкций Китай расходует «последние патроны». Затруднять жизнь американским компаниям невыгодно: инвестиционный капитал и так бежит из Поднебесной со скоростью $150 млн в месяц, а $20 трлн американских инвестиций в Китай — это одна из опор китайской экономики. В результате Китай вынужден продолжать политику огромных государственных денежных вливаний в экономику. В противном случае накачанный пузырь сверхзакредитованности грозит лопнуть. Пока эта стратегия грамотной «заливки» кризисных явлений денежными инвестициями работает. 12 октября рынки начали успокаиваться на фоне позитивных данных о росте китайской торговли даже в условиях торговой войны.

    Внешние факторы нынешней паники на рынках могут и исчезнуть, но фундаментальные дисбалансы как основа возможной предстоящей глобальной рецессии сохранились и продолжают накапливаться.

    При этом в России главными заботами властей на ближайшую перспективу стали не только колебания глобальных финансовых рынков, но и запланированный на ноябрь новый пакет американских санкций. Они ударяют по российским экспортным контрактам и госбанкам. При заключении сделок с третьими странами в долларах (а это 70 % всех экспортных и 36 % импортных операций) финансовые расчеты проходят через американские банки-корреспонденты.

    Нервно реагируя на данную перспективу, глава Счетной палаты Алексей Кудрин отметил, что если санкции будут наращиваться, то цели социально-экономической политики, которые наметил президент, станут практически недостижимыми.

    Тем не менее правительство РФ демонстрирует уверенность в выполнении поставленных задач. В качестве российского «ответа» на санкции развивается тема постепенной «дедолларизации» внешнеторговой деятельности, в том числе с привлечением к реализации этой стратегии партнеров из государств БРИКС и ЕС. При этом внутри страны власти не собираются предпринимать чрезвычайные меры, способные ущемить интересы населения и предпринимательского сообщества типа запрета хождения доллара или принудительного обмена долларовых сбережений на рублевые.

  • Сентябрь 2018

    Источник: ЦИК РФ

    День выборов. Где тонко, там и рвется

    Состоявшиеся 9 сентября в единый день голосования выборы разных уровней в 80 субъектах федерации принесли противоречивые результаты.

    С одной стороны, на выборах губернаторов в 22 регионах, 17 новых составов региональных законодательных собраний, мэров крупных городов и довыборов в Госдуму «Единая Россия» в совокупности набрала около 60 % всех голосов.

    Провластные кандидаты в губернаторы с большим отрывом победили в первом туре в 18 регионах страны, включая такие крупные субъекты, как Москва, Московская область, Республика Дагестан, Красноярский край, Алтайский край, Нижегородская, Тюменская, Псковская, Кемеровская области и др. Лидер партии, премьер Дмитрий Медведев подчеркнул: «Несмотря на то, что кампания была сложной, «Единая Россия» показала достойный результат на выборах 9 сентября».

    С другой стороны, в настроениях избирателей превалировал вопрос о дальнейшей судьбе пенсионной реформы.

    Партия власти приняла на себя главный удар повсеместного общественного недовольства, потеряв ведущую позицию в трех региональных парламентах (Иркутской и Ульяновской областях и Республике Хакасия). «Единая Россия» впервые с 2007 г. уступила лидерство в Заксобраниях. Во всех трех указанных регионах «единороссы» «пробили дно», опустившись ниже планки 30 % (худший результат партии на выборах в регионах в 2011 г. в Карелии).

    Еще в 10 регионах позиции «Единой России» серьезно ослабли. Во Владимирской области партия формально одержала победу, набрав  всего 29,57 % голосов избирателей. При этом КПРФ и ЛДПР поддержали 23,66 % и 20,8 % избирателей соответственно. Аналогичная ситуация сложилась в Забайкальском крае, Архангельской, Ярославской, Смоленской и Ивановской областях и Ненецком автономном округе. Везде «Единая Россия» может претендовать от силы лишь на треть мест в парламентах (по партийным спискам). Смешанный принцип комплектования региональных парламентов дал «Единой России» возможность удержать большинство в Законодательных собраниях указанных 10 субъектов федерации благодаря победе ее кандидатов в одномандатных округах.

    Действующие губернаторы не смогли одержать победу в первом туре в четырех субъектах федерации (Приморском и Хабаровском краях, Республике Хакасия и Владимирской области). К серьезной конкурентной борьбе, похоже, готовы не были ни сами губернаторы, ни их избирательные штабы. Это также новый феномен. После возобновления прямых выборов губернаторов в 2012 г. «кандидаты от власти» проигрывали только однажды (в Иркутской области). Примечательно, что один из лучших результатов (83,6 %) показал недавно назначенный президентом врио губернатора Орловской области представитель КПРФ Андрей Клычков.

    В каждом конкретном регионе причины полученных результатов разнятся, но тенденции очевидны:

    • закрепляется оппозиционность электората Дальнего Востока на фоне нереализованных ожиданий по выполнению программ опережающего развития территории;
    • повышается протестная активность ряда депрессивных регионов европейского центра страны и Сибири;
    • выявляется полный провал местных управленцев в Республике Хакасия.

    В отличие от думских выборов 2016 г., 9 сентября 2018 г. показало рост протестных настроений в регионах, выразившийся в значительном усилении позиций КПРФ и ЛДПР по всей стране. По выражению лидера КПРФ Геннадия Зюганова, «вызревает новая политическая ситуация, с которой придется всем считаться». Вождь ЛДПР Владимир Жириновский назвал успехи своей партии «замечательным результатом» и подчеркнул: «Мы в два раза увеличили поддержку наших кандидатов всех уровней, и в два раза — наших кандидатов на выборах в губернаторы. Это, конечно, достижение ЛДПР».

    Оживление политической конкуренции по итогам прошедших выборов может пойти на пользу стране, не давая «забронзоветь» ни региональным вождям, ни «партии власти».

    Если учесть глубину общественного недовольства социально-экономической ситуацией и пенсионной реформой, как и относительную пассивность избирателей, то результаты выборов 9 сентября не должны никого удивлять, в т. ч. и политическое руководство страны, о чем 10 сентября президент Владимир Путин сказал на президиуме Госсовета во Владивостоке.

  • Август 2018

    Фото: REUTERS

    Август. И снова санкции…

    Итоги первого полномасштабного российско-американского саммита в Хельсинки 16 июля спровоцировали продолжение многосерийной саги с антироссийскими санкциями. Несмотря на то что в середине августа Конгресс США уходит на каникулы, с конца июля по настоящее время американские законодатели уже внесли на рассмотрение аж шесть вариантов новых антироссийских санкций. Наиболее комплексный и «проходной» из них — «задумка» сенаторов Линдси Грэма (Республиканская партия) и Роберта Менендеса (Демократическая партия).

    Анонсированный двухпартийный законопроект будет включать:

    • усиление санкций в отношении энергетического и финансового секторов;
    • усугубление санкций в отношении российских олигархов и полугосударственных субъектов;
    • ограничительные меры, касающиеся суверенного долга России;
    • секторальные санкции в отношении «кибер-акторов» в России;
    • создание Национального центра для реагирования на угрозы России;
    • требование об утверждении сенатом любых попыток выхода США из НАТО и тех или иных программ Альянса;
    • «приумножение усилий» по противодействию российской дезинформации и гибридным угрозам;
    • создание офиса координатора санкций в Государственном департаменте;
    • разработку требований к отчетности по ужесточению санкций в рамках Закона о противодействии противникам США посредством санкций (CAATSA);
    • закрепление обязательств по помощи в целях укрепления демократических институтов в Европе и их защиты от вмешательства России.

    Новые санкции идут дальше закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» и имеют качественно новое измерение. Они расширяются на российский суверенный долг, запрещая американским инвесторам покупать новые выпуски российских долговых обязательств, а также американским гражданам/компаниям участвовать или работать над российскими энергетическими проектами по всему миру.

    В чем причины очередного витка санкций?

    • В шоковой реакции американской элиты на «катастрофу» в Хельсинки, т. е. на минимальные конструктивные заявления президента Трампа о необходимости ослабления напряженности в отношениях с Россией.
    • В продолжающемся «восстании» против Дональда Трампа так называемого «внутреннего государства» и, прежде всего, той его части, которая представлена американскими спецслужбами.
    • В приближении промежуточных выборов в Конгресс в ноябре и основной предвыборной ставке Демократической партии на продвижение «российской» тематики и обвинений Трампа в сотрудничестве, а по возможности и в сговоре с Россией.

    Угрозы введения новых санкций против России, озвученные сенаторами США, вызвали сдержанную реакцию в Москве.

    Минфин США не рекомендовал санкции против российского госдолга. Тем не менее даже их возможное введение рубль серьезно не обрушит. Россия — страна с одной из самых низких внешних задолженностей в мире, ее бюджет профицитен, резервы составляют $467 млрд, а доходы в валюте от продажи нефти и газа стабильны и растут. Кроме того, были приняты превентивные меры. В последние годы российское государство и корпорации последовательно сокращали внешнюю задолженность. Например, удельный вес России во всемирном долговом индексе развивающихся рынков Дж. П. Моргана упал с 9 % в 2007 г. до 3,6 % в 2018 г.

    В апреле — июне Россия «сбросила» большую часть своих вложений в американские долговые расписки, оставив из $100 млрд лишь $15 млрд, и довела при этом долю золота в своих резервах до рекордных 17 %.

    Новые ограничительные меры могут иметь более серьезные последствия для нефтегазовой отрасли России в среднесрочной перспективе.

    В долгосрочной перспективе ужесточение американских санкций одновременно будет означать и сокращение экономических, а также политических рычагов воздействия США на нашу страну.

  • Июль 2018

    Фото: Валентина Певцова / ТАСС

    Реформы правительства – первый блин…

    Завершение избирательного цикла, наряду с проведением в России чемпионата мира по футболу, открыло правительству возможность объявить о непопулярных реформах в пенсионной и налоговой сферах, причем они были обнародованы в день открытия мундиаля.

    Растянутое по времени до 2034 г. значительное повышение пенсионного возраста дает возможность кабинету министров высвободить часть государственных фондов для объявленного модернизационного рывка и экономического роста. Тем самым правительство предотвращает быстрое увеличение числа пенсионеров при сокращении количества работающих, одновременно незначительно повышая пенсии для неработающих пенсионеров (в среднем с 14 до 20 тыс. руб. к 2024 г.).

    Социально-экономическая политика правительства приобрела откровенно выраженный фискальный характер. Помимо уже объявленного увеличения НДС с 18 до 20 %, планируется повысить пошлины на товары, купленные в зарубежных интернет-магазинах, и ввести налог на доходы самозанятых граждан в размере 3 %.

    Заметно ужесточается налоговое администрирование. ФНС хочет получить право запрашивать у банков информацию о счетах физлиц вне рамок налоговых проверок. Речь идет о том, что ФНС сможет загрузить данные обо всех трансакциях россиян в свою программу, чтобы с ее помощью выявлять неплательщиков НДФЛ. Данные изменения, в случае принятия, дадут налоговикам возможность контролировать все средства, поступающие на счета граждан, и доначислять налоги при выявлении незадекларированных доходов. Сейчас ФНС может получать информацию по счетам лишь при налоговых проверках.

    За счет повышения налогового бремени правительство собирается аккумулировать средства, необходимые для прорыва в построении инфраструктуры, цифровизации экономики и пр.

    Между тем в настоящее время экономика РФ как бы условно поделилась на две: сырьевую – с профицитным бюджетом, и несырьевую – где стагнируют доходы населения и замедляется экономический рост.

    В январе – июне 2018 г. средние мировые цены на нефть выросли на 37 %, что принесло российскому бюджету дополнительные 4 трлн руб. Тем временем после щедрых социальных бонусов выборного периода в конце 2017 – начале 2018 г. рост доходов россиян заметно замедлился. Это не слишком соотносится с данными по реальной зарплате, которая, по оценкам Росстата, за пять месяцев увеличилась на рекордные 9 %. Доходы населения за тот же период увеличились всего на 2 %.

    А после повышения НДС из-за ускорения инфляции рост зарплат россиян замедлится с 6,3 % по итогам 2018 г. до 0,8 % в 2019 г.

    По данным последних соцопросов, 80 % населения страны проявило негативное отношение к объявленному правительством повышению пенсионного возраста. Вместе с другими инициативами правительства оно воспринимается как социальная несправедливость, как указатель на «сворачивание социального государства». Повышение ставки НДС приведет к увеличению инфляции, из-за чего снизится покупательная способность работающего населения, поскольку изменятся реальные зарплаты. Это повлечет падение агрегированного дохода и, как следствие, потребления. Удорожание продукции после повышения НДС составит 11 %.

    ВЦИОМ отмечает, что в июне социальное самочувствие населения ухудшилось. Доля тех, кто оценивает текущее состояние экономики как «хорошее» или «очень хорошее», за год упала с 31 до 14 %. Доля оценивающих свое материальное положение как «хорошее» упала с 19 до 14 %. Доля тех, кто считает, что «дела в стране идут в правильном направлении», сократилась с 45 до 31 % и стала минимальной с 2013 г.

    Анонсированная пенсионная реформа прямо отразилась на рейтингах всех институтов власти. Чемпионат мира и правительство Дмитрия Медведева не сыграли роль «громоотвода». Всего за неделю после объявления реформы рейтинг доверия Владимиру Путину как президенту, по данным того же ВЦИОМ, сократился на 15 %.

    Власти страны явно «пропустили» необходимый этап предварительной коммуникации с населением и лишь сейчас начали разворачивать кампанию по разъяснению реформ.

    Все указывает на то, что окончательные решения по предложенному пакету реформ (прежде всего пенсионной) будут отложены до осени.

  • Июнь 2018

    Фото: Илья Питалев / РИА Новости

     

    Чемпионат мира по футболу 2018 года, стартовавший 14 июня в Москве, несомненно, главное событие месяца

    Когда в 2010 году на конгрессе ФИФА заявочная «команда» России во главе с президентом Владимиром Путиным выиграла право на проведение этого турнира, никто не мог предположить, сколь значимым он будет в 2018 году.

    В условиях острейшего противостояния нашей страны с «коллективным Западом» и его комплексными, системными, масштабными, накатывающими одна за другой волнами кампаний по изоляции и демонизации России и ее руководства, чемпионат мира по футболу стал отличным шансом значительно улучшить имидж России на мировой арене, в мировом общественном мнении «поверх» широко распространенных клише так называемых мировых СМИ.

    Удача – в масштабе чемпионата мира-2018, с которым не может сравниться никакое другое PR-событие. В чемпионате участвуют команды всех континентов, телевизионная аудитория приближается к четырем миллиардам зрителей. В течение месяца нашу страну посетят и увидят ее своими собственными глазами более одного миллиона зарубежных болельщиков.

    Резкий диссонанс телевизионной картинки и живых впечатлений сотен тысяч болельщиков с унылым и малопривлекательным образом страны, многие годы внедряемым западными СМИ, – вот главная угроза и вызов для противников России. Как встревоженно написала в своей редакционной передовице газета Washington Post, «нельзя позволить чемпионату мира по футболу замаскировать российскую громадную коррупцию. Наслаждайтесь футболом, но помните о путинских преступлениях». Редакторы Washington Post волновались не зря: как написал из Москвы корреспондент их же газеты, он сильно ошибался, представляя столицу России как «холодный, серый, угрожающий город… Москва стала трепещущим сердцем этого праздника футбола. Она с радостью принимает десятки тысяч гостей и приглашает иностранцев в мир, который они, вероятно, никогда не видели».

    Записные русофобы после 10 дней чемпионата вынуждены признать крах поспешно вбрасываемых одного за другим негативных тем: расизма и хулиганства российских фанатов, угрозы терактов, навязчивой гомофобии, активного преследования политических противников.

    Все более очевидный оглушительный успех чемпионата по футболу-2018 проявляется не только в нынешних имиджевых успехах, но и в полной оправданности затраченных немалых средств (более 11 млрд долларов), которые позволили изменить логистику, транспортную инфраструктуру и сам облик 11 городов, где проводятся игры.

    Немаловажен и тот заряд оптимизма и положительных эмоций, который получают в эти дни россияне.

  • Май 2018

    Фото: © Валерий Шарифулин/ТАСС

     

    Вызовы: май 2018

    Вслед за вступлением президента в должность, публикацией 7 мая 2018 г. т.н. «майского указа» – программы действий на ближайшие шесть лет – и переназначением нового/старого премьера Дмитрия Медведева в России завершается последний этап большого избирательного цикла 2016-2018 гг. Последний аккорд этого этапа – переформатирование структуры и состава федеральных органов власти.

    18 мая был определен персональный состав правительства. После первоначальных комментариев экспертов о персоналиях правительства, вошедших и выбывших чиновниках, стоящих за этим интригах групп влияния во власти, акцент сместился на выяснение характера задач, стоящих перед новыми вице-премьерами и министрами.

    Масштаб задач и темп их реализации задан все тем же амбициозным «майским указом». В экономике: темп роста выше мировых с увеличением показателя ВВП на душу населения в 1,5 раза к 2024 г.; доведение ежегодного несырьевого экспорта до $250 млрд, повышение производительности труда в ключевых секторах до 5 % год, а доли предприятий, выпускающих инновационную продукцию, до 50 % от всей экономики. Главный же смысл рывка – в резком росте качества жизни населения: снижении в два раза уровня бедности, увеличении средней продолжительности жизни до 78 лет, росте в два раза расходов на здравоохранение, поступательной прибавке пенсий с индексацией выше уровня инфляции, приросте на 1/3 размеров жилищного строительства с уменьшением ставки ипотечного кредитования ниже 8 % и т. д.

    Подобный масштаб задач определяет и цену вопроса. На дистанции в шесть лет майский президентский указ будет стоить 25 трлн руб. ($400 млрд). Новому правительству предстоит найти источники дохода в 8- 10 трлн руб. из общего объема этих инвестиций. В годовом выражении программа предполагает затраты в 4 трлн руб. (25-27 % ежегодного годового бюджета).

    Правительству необходимо будет изыскивать ежегодно 1,3 трлн руб. из новых источников дохода (или 7-8 % всех ежегодных бюджетных трат).

    Где взять средства? Основополагающий вопрос все еще висит в воздухе.

    Именно в этих цифрах и кроется сверхзадача правительства и последующая диалектика всех его налоговых и прочих маневров. Не случайно присутствие в правительстве пяти выходцев из Минфина: единственный первый вице-премьер и одновременно министр финансов Антон Силуанов, вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова, министр экономического развития Максим Орешкин, министр энергетики Александр Новак, министр науки и высшего образования Михаил Котюков. К ним можно смело добавить главу ЦБ Эллу Набиуллину и нового «смотрящего» за тратой бюджетных средств, руководителя Счетной палаты Алексея Кудрина. Этому коллективу сторонников налогового консерватизма (производного от шока и травмы дефолта 1998 г.) теперь предстоит не только найти ресурсы, но и так их распределить, чтобы достичь указанных показателей.

    Наступая на «горло собственной песне», правительству нужно будет стимулировать промышленный рост, ликвидировав бездонные «черные дыры» в экономике и социальной сфере, в которых годами тонули триллионы рублей.

    Резкое снижение инфляции 2017 г. очень четко высветило это бюджетное болото: в системе госзаказа и госконтрактов, в реализации федеральных целевых программ, тарифной политике госмонополий, так и не проведенной толком пенсионной реформе и в безбрежном море социальных льгот и обязательств.

    Стратегический поворот президента к инвестициям в людей был неизбежен ввиду исчерпания прежней модели экономического роста на базе экспорта энергоносителей и сменившего ее антикризисного менеджмента 2014-2017 гг. на фоне возрастающих глобальных вызовов и демографической ситуации в стране.

    Все мы надеемся, что новое правительство станет командой запланированного рывка, а не коллективом антикризисного реагирования и экономического выживания.

  • Май 2018

    Photo by: REUTERS/Joshua Roberts

    Вызовы: май 2018

    Апокалиптический сценарий, связанный с ракетным ударом 13 апреля США, Франции
    и Великобритании по Сирии, не реализовался. Он обернулся разовой демонстративной акцией без прямой конфронтации великих держав. Однако кризис на Ближнем Востоке продолжает усиливаться.

    8 мая президент Дональд Трамп объявил о выходе США из «Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе» от 2015 года (СВПД). Это означает возвращение американских санкций против Ирана в срок до полугода (от 90 до 180 дней). Принимая данное решение, Вашингтон изолировал себя от всех других гарантов – одобренного ООН международного соглашения (ЕС, РФ, КНР, Франции, Великобритании, Германии). Позиция Трампа – это еще один опасный знак разрушающегося мирового порядка старого образца, когда одна ведущая мировая держава демонстративно игнорирует достижение всего международного сообщества, СВПД, заключенного после многолетних многосторонних переговоров.

    Как заявил президент России Владимир Путин на Параде Победы 9 мая, «за новыми угрозами проступают все те же старые уродливые черты: эгоизм и нетерпимость, агрессивный национализм и претензии на исключительность». Вместо обещанного воздержания от односторонних интервенций вроде иракской и ливийской, как обещал Трамп во время избирательной кампании 2016 года, решение президента США, безусловно, взрывает ситуацию на Ближнем Востоке.

    На деле, окружая себя людьми из команды пресловутого экс-вице-президента Ричарда Чейни, такими как советник по национальной безопасности Джон Болтон и госсекретарь Майкл Помпео, Трамп возвращается к сверхмилитаризованной агрессивной политике Джорджа Буша-младшего и повторяет так полюбившуюся американским неоконсерваторам заезженную комбинацию по «смене режима», теперь в Иране.

    Реальная подоплека, стоящая за решением американского президента, – это предотвращение трансформации Ирана в крупного регионального игрока с законными интересами. Для американских «ястребов» и соперников Ирана на Ближнем Востоке (Израиля и Саудовской Аравии) это стало бы желаемой анафемой. Их цель – навсегда изолированный и превращенный в «государство-изгой» Иран. Использование инструментария «смены режима» подразумевает два базовых сценария: закручивание спирали санкций с целью вызова внутреннего бунта и краха режима или доведение ситуации до военного конфликта с повторением «шока и трепета» иракской авантюры 2003 года.

    При этом, как и в случае с отказом от Трансатлантического торгового партнерства и Парижского соглашения по климату, Трамп своими действиями вносит раскол в ряды «коллективного запада». Если страны ЕС согласятся с санкциями США, то могут понести многомиллиардные убытки от сорванных контрактов с Ираном. Однако, несмотря на возмущение действиями Трампа и грозные заявления, они не могут политически противопоставить себя США и не пойдут на еще большие экономические риски потери американского рынка в случае продолжения сотрудничества с Ираном.

     После решения президента США конфронтация Израиля с Ираном перешла на новый уровень. В ночь с 8 на 9 мая стороны обменялись ракетными ударами через границу Израиля с Сирией. Нанося удар, Израиль осуществил полномасштабную атаку с использованием 28 самолетов и 70 ракет практически на все места дислокации иранского контингента в Сирии.

    В этих условиях Россия оказывается в еще более сложном международном окружении. Хотя в мифической американкой формуле «оси зла» – Иран-КНДР-РФ – Россия, как видно, уступила Ирану на время пальму первенства в качестве «цели № 1».

    При этом Россия находится в уникальной позиции единственного посредника, к которому могут обращаться конфликтующие Иран и Израиль.

  • Апрель 2018

    Photo by: Hassan Ammar

     

    Вызовы: апрель

    События марта-апреля 2018 года, несомненно, войдут в учебники истории, как пример масштабного международного кризиса, поставившего мир на грань перерастания локального конфликта в столкновение ведущих ядерных держав с непредсказуемыми последствиями.

    После Второй мировой войны можно по пальцам одной руки пересчитать международные кризисы такого масштаба: Карибский кризис 1962 года, противоборство СССР и НАТО после сбитого южнокорейского боинга и размещения крылатых ракет в Европе в 1983 году, противостояние российского спецназа и сил НАТО в аэропорту Приштины в 1999 году, едва не закончившееся столкновением.

    Происходящие на наших глазах формирование эскадры США, Франции и Великобритании (при поддержке Саудовской Аравии и Катара) и выход навстречу им из Тартуса российского флота у берегов Сирии – почти точная калька аналогичного краткосрочного противостояния там же в сентябре 2013 года. Тогда при президенте Бараке Обаме в последний момент удалось избежать столкновения путем соглашения о ликвидации сирийского химического оружия.

    События начала 2018 года начали быстро закручиваться в тугую спираль, которая от «перенапряжения» может не просто распрямиться – непредсказуемо выстрелить. В принятых изменениях в стратегические военно-политические доктрины США впервые после окончания холодной войны Россия и Китай были обозначены как главные противники доминирования США в мире. Тогда же был опубликован т. н. «кремлевский список», где в качестве объектов будущих санкций фигурировало все российское политическое руководство и бизнес-элита. Однако, спусковым механизмом радикальной эскалации нынешнего конфликта, прохождения им психологической точки невозврата, стали три момента, предопределяющие и усиливающие друг друга:

    1. запущенное 7 марта накануне выборов президента Российской Федерации «дело Скрипаля», когда в отсутствие каких-либо подтвержденных фактов, расследований и лишь на основании «плохой» репутации и мифической «секретной информации» страны коллективного Запада спровоцировали острую эскалацию в отношении России. Важным элементом данной кампании и целью развернувшейся информационно-пропагандисткой истерии стало внедрение в умы западных обывателей прямой связи между т. н. «химическим отравлением» Скрипалей и Россией. В дальнейшем это упростило виток информационно-психологического давления на мировое общественное мнение в ходе интерпретации «химической атаки» в Сирии. Характерно, что выводы экспертов Организации по запрещению химического оружия о том, что Скрипали были отравлены нервно-паралитическим веществом «Новичок» (без определения страны-производителя), были обнародованы и растиражированы мировыми СМИ 12 апреля – на пике сирийских событий;

    2. объявленные 6 апреля экономические санкции США, впервые затронувшие крупные публичные российские компании. Через механизм «вторичной ответственности» они сделали «токсичным» для внешних партнеров по всему миру практически весь российский бизнес. Данный виток санкций, наносящий прямой значительный ущерб экономике России, обошелся без всяких фиговых листков объяснений, кроме общей формулировки о мифических «злонамеренных» действиях России по всему миру;

    3. предсказанная (например, в ходе последнего визита Владимира Путина в Турцию) и ожидаемая провокация от 7 апреля с фейковым «применением химического оружия» сирийской армией в Восточной Гуте, фальсифицированным сирийскими террористами.

    Некоторые политологи, наблюдая методы президента Трампа, вспоминают книгу его авторства «Искусство сделки» и восхваляемый им, известный еще со времен Макиавелли, «прием сумасшедшего». Суть метода в том, что субъект активно создает у оппонента представление о себе, как о сумасшедшем, непредсказуемом и иррациональном человеке «без тормозов», готовом поставить все на карту в разрешении, казалось бы, второстепенного вопроса. Цель – сбить с толку и запугать оппонента и тем самым заставить пойти на тактические уступки в качестве меньшего зла и альтернативы взаимного уничтожения.

  • Апрель 2018

    Фото © Алексей Дружинин/ТАСС

    Заметки политолога

    На президентских выборах Владимир Путин одержал убедительную победу, завоевав 76,69 % голосов. С большим отрывом Павел Грудинин (11,77 %) получил второе место, третье – Владимир Жириновский (5,65 %). Ксения Собчак набрала 1,68 %, Григорий Явлинский – 1 %. Остальные кандидаты получили менее 1 %.

    Интересна динамика поддержки Владимира Путина. В 2000 г. за него проголосовало 39,74 млн человек (52,94 %), в 2004 г – 49,5 млн избирателей (71,31 %). На выборах 2012 г. президент набрал 45,6 млн голосов (63,6 %). В 2018 г. вновь избранный президент показал наилучший результат за всю историю современной России. За него отдали голоса 56,43 млн человек.

    В условиях явной предопределенности победы важным элементом ее легитимизации и главной интригой кампании являлись показатели явки избирателей и их политическая география. ЦИК России и Администрация Президента стремились сделать волеизъявление максимально прозрачным и свободным от использования административного ресурса. Провалом окончились инициатива Алексея Навального по массовому бойкоту выборов и его ставка на оппозиционность самых молодых избирателей: «поколение Путина» проголосовало за него с не меньшим энтузиазмом, чем избиратели старших возрастов.

    Никакого принудительного завышения явки замечено не было, она и так оказалась достаточно высокой – 67,54 % или более 73 млн избирателей, для сравнения, на президентских выборах 2012 г. явка составила 65,4 %. Отчетливо проявился фактор роста поддержки президента в столицах – Москве и Санкт-Петербурге. В Москве поддержка выросла по сравнению с 2012 г. более чем 1,5 раза до 71,1 %, а в Петербурге – на четверть до 75 %. Оба мегаполиса приблизились к среднероссийскому показателю.

    Сколько-нибудь значимую альтернативу сумел продемонстрировать только кандидат левых сил Павел Грудинин, аккумулировав протестные настроения в ряде регионов страны, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, где заручился поддержкой 27 % избирателей Якутии, 23 % Алтайского края, 21 % Приморского края, 20 % Республики Алтай, а также 18 % Хабаровского края, Амурской и Еврейской автономной областей.

    На этом фоне очевиден провал национал-популизма кандидата ЛДПР, уровень поддержки Владимира Жириновского откатился к показателям начала его политической карьеры.

    18 марта еще раз убедительно проявилась непопулярность в стране представителей прозападной либеральной оппозиции – Ксении Собчак и Григория Явлинского. Конфликтуя друг с другом, суммарно они набрали менее 3 % голосов по всей стране. В Москве и Петербурге Ксения Собчак набрала менее 4 % голосов.

    Примечательна реакция на результаты выборов в России западных политиков и прессы. Признавая бесспорную победу Путина, политико-бюрократические силы в США и Великобритании заявили о невозможности поздравить победителя, так как Россия не является истинно демократической страной, и подчеркнули необходимость продолжения возобновившегося курса холодной войны. Однако, вновь избранного президента поздравили президент США Дональд Трамп, канцлер Германии Ангела Меркель и председатель ЕС Жан-Клод Юнкер. Западная пресса отметила, что в условиях жесткой геополитической конфронтации мобилизация электората вокруг национального лидера ощутимо проявилась в голосовании граждан РФ за рубежом, особенно в 29 странах НАТО, где, по данным The Washington Post, Владимир Путин набрал 129231 голос или на треть больше, чем в 2012 г.

    Согласно ежегодному опросу Gullup and CVoter, за последние два года популярность Владимира Путина в мире, выросла на 10 %, несмотря на мощнейшую кампанию по его «демонизации». Путин занял 3 место в рейтинге популярных мировых политиков после Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона (43 % респондентов выразили положительное отношение к президенту РФ, 40 % относится к нему отрицательно, канцлера ФРГ положительно оценили 49 %, 28 % отрицательно, президент Франции набрал соответственно 45 % и 25 %). По данным общенационального опроса, проведенного изданием Конгресса США The Hill в разгар избирательной кампании в России 1-5 февраля, популярность действующего президента за океаном достигла максимального уровня с 2003 г.: 21 % относится к нему положительно, по сравнению с 13 % в 2015 г., причем уровень положительного восприятия Путина за тот же срок вырос на 20 % (с 12 % до 32 %) среди сторонников республиканской партии, а среди независимых респондентов – на 11 % (с 12 % до 23 %).

    Высокий уровень доверия россиянами гарантирует Владимиру Путину большую свободу действий в вопросах внутренней и внешней политики.

  • Март 2018

    Фото: пресс-служба президента РФ

     

    Послание Владимира Путина Федеральному собранию
    1 марта 2018 года за 2,5 недели до президентских выборов
    в России - это ответ на возрастающий, многоаспектный
    вызов «коллективного Запада»

    1. В информационно-пропагандисткой сфере США и ЕС практически обвиняют Россию во всех своих проблемах, включая внутренние: от усиливающегося раскола элит и самого общества в США и проигрыша Демократической партии на президентских выборах 2016 года до исхода референдума в Великобритании по выходу из ЕС. В этой же цепочке событий системный провал так называемой либеральной глобалистской идеологии и практики в США и странах Западной Европы, в реакции на ее социальные последствия, связанные с неконтролируемой миграцией, вымыванием т.н. «среднего класса» в странах «золотого миллиарда» и резком подъеме популярности несистемных популистских партий и движений в большинстве стран Западной Европы, росте сепаратистских настроений от Шотландии до Каталонии и Корсики.

    2. После закрепления в 2017 году Конгрессом США экономических санкций против России на уровне закона, соответствующего отчета Администрации США от 29 января 2018 года по их реализации, (включая публикацию т.н. «кремлевского списка», а также автоматическое продление 1 марта 2018 года Соединенными Штатами и ЕС пакета санкций против России из-за «агрессии» на Украине), становится ясным, что этот режим экономического давления на РФ приобретает системный и долговременный характер.

    3. Начиная с марта 2014 года и по сегодняшний день только нарастает противостояние военных структур НАТО и России. Стоит только отметить размещение в Румынии и Польше пусковых установок противоракет США, ответное недавнее размещение на постоянной основе комплексов «Искандер» с радиусом поражения до 500 км в Калининградской области, участившиеся эпизоды перехвата самолетов и кораблей ВВС и ВМС России и НАТО в воздушном и морском пространстве Черноморско-Балтийского региона.

    4. Наконец, с началом этого года все указанное выше стало оформляться в виде принципиальных изменений стратегических военно-политических доктрин.

     В январе-феврале в США в трех программных документах - «Стратегия национальной безопасности», «Национальная стратегия в области обороны», «Обзор ядерной стратегии» - Россия была обозначена как один из двух основных противников в области глобальной геополитики и вопросах безопасности. Хотя очевидно, что Китай является самым опасным геополитическим вызовом для доминирования США в мире, Россия названа «главным реваншистом» и инициатором разрушения глобального мирового порядка при гегемонии США.

    США в «Обзоре ядерной стратегии» попытались легитимировать применение ядерного оружие в тактических целях. Американцы угрожают его использованием в ответ на удары обычными вооружениями или даже киберугрозы.

    В своем обращении к Федеральному Собранию 1 марта Владимир Путин парировал эти опасные планы заявлением, что любое применение противником даже заряда малой мощности будет рассматриваться как полноценное ядерное нападение, и Россия ответит на него силами стратегического ядерного сдерживания.

     Президент РФ презентовал имеющиеся у России образцы стратегических вооружений, которых нет ни у кого в мире. Эти типы вооружений неуязвимы для любых оборонительных систем США, в том числе для широко разрекламированной системы ПРО. Призывая западных партнеров осознать новую реальность и понять, что созданное вооружение – это не блеф, Владимир Путин одним выступлением разрушил ряд военных программ США, обессмыслил затраченные на них миллиарды долларов. «Надеюсь, что всё, что было сказано сегодня, отрезвит любого потенциального агрессора, а такие недружественные шаги по отношению к России, как развёртывание системы ПРО, приближение инфраструктуры НАТО к нашим границам и тому подобное, с военной точки зрения становятся неэффективными, с финансовой – неоправданно затратными и в конечном итоге просто бессмысленными»

    Иными словами, он объявил о достижении Россией на определённый исторический отрезок стратегического превосходства.

    Западу был послан четкий сигнал – расширение НАТО и приближение ее военных структур к границам России бессмысленно, а если администрация Трампа желает «холодной войны», Россия к ней готова.

  • Февраль 2018

    Политическая ситуация в России
    в январе-феврале 2018 года полностью обусловлена развертыванием президентской избирательной кампании

    10 февраля закончилась проверка представленных кандидатами подписей. 14 февраля ЦИК утвердил форму бюллетеня для выборов президента страны. В него включены: представители двух парламентских партий – Владимир Жириновский от ЛДПР и Павел Грудинин от КПРФ, а также 6 кандидатов, преодолевших этап сбора и проверки подписей. Среди них единственный самовыдвиженец -  действующий глава государства Владимир Путин, и 5 партийных кандидатов – Григорий Явлинский («Яблоко»), лидер Партии Роста Борис Титов, Сергей Бабурин («Российский общенародный союз»), Максим Сурайкин, выдвинутый партией «Коммунисты России», и Ксения Собчак, баллотирующаяся от «Гражданской инициативы».

    Сам ход президентской кампании уже к концу февраля обозначил предсказанную многими экспертами конфигурацию: основной бесспорный фаворит – действующий президент, с ожидаемым уровнем электоральной поддержки в 60-70%; далее - кандидаты от парламентских партий ЛДПР и КПРФ, активно борющиеся за второе место, с уровнем поддержки 5-8%; и, наконец, кандидаты от непарламентских партий с уровнем поддержки каждого избирателями в пределах статистической погрешности (1-2%).

    Хотя с 14 февраля по 16 марта следует период предвыборных дебатов, складывается ощущение, что главный претендент на победу в ходе активных поездок и встреч в регионы, обозначил основные посылы социальным и возрастным группам своей широкой социальной коалиции.  Он зафиксировал поворот к теме социальной справедливости, поддержке «провинциальной» России в том числе промышленных предприятий, развития малых и средних городов (включая моногорода), а также к качественному ускорению инвестиций в социально-гуманитарную сферу и человеческий капитал, открытию «социальных лифтов» для молодежи. Одновременно президент России обещал деловому сообществу: принятие закона об амнистии капитала и его репатриации через механизм еврооблигаций; снятие с индивидуальных предпринимателей задолженности по всем взносам за то время, когда они не вели реальной экономической деятельности; отсутствие роста налогов до конца 2018 года, возможное списание долгов по страховым взносам для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов.

    Нынешняя избирательная кампания проходит в условиях отсутствия на данный момент плана системных реформ, неопределенности в динамике экономического роста в стране и осложнившегося международного положения.

    29 января обнародован так называемый «кремлевский список» из отчета Департамента финансов администрации президента США Конгрессу, включивший 114 высших государственных служащих РФ и 96 российских миллиардеров. Публикация списка не означает немедленного включения санкций, но создает подвешенную ситуацию с возможностью их введения. Избирательная кампания в России несомненно стимулирует стремление «коллективного Запада» усилить эшелонированное санкционное давление как в плане нанесения прямого ущерба экономике России, так и в плане психологического давления для создания нервозности и раскола в правящих элитах и российском обществе в целом.

    Все это осложняет декларируемый курс российской внешней политики на принуждение Запада к нормализации отношений с Россией при сохранении во внутренней политике антизападного политического курса для консолидации населения вокруг вертикали власти.

    Однако основной вызов, стоящий перед главным кандидатом на предстоящих выборах, заключается в стагнационных тенденциях развития экономики, отставании России по темпам развития от среднемировых (с перспективой соответствующего снижения ее удельного веса в мировой экономике) и, самое главное, продолжающемся понижении уровня жизни значительной части населения страны как главного препятствия развитию человеческого капитала и модернизации на перспективу. Как показал опыт КНР, введенные в 1989 году санкции США, Евросоюза и Японии в условиях успешного поступательного социально-экономического развития страны были сведены на нет.

    Именно с вышеизложенными факторами связана задержка с главным событием избирательной кампании - ежегодным докладом президента РФ Федеральному Собранию.

    Фактически это будет развернутое изложение предвыборной программы Владимира Путина и ответ на внешние и внутренние вызовы.  Дата данного выступления была сдвинута с первой декады февраля на конец месяца и возможно даже начало марта.

    Хронологически можно указать следующие реперные точки, которые будут оказывать влияние не только на избирательную кампанию, но и на развитие страны на ближайшую перспективу:18 марта – объявление результатов выборов. Важен будет достигнутый уровень явки и поддержки действующего президента (подтверждение легитимности);18 марта - начало мая 2018 года – коллективное сложение действующим правительством полномочий, перевод министров в статус исполняющих обязанности, процесс определения структуры и кадрового состава будущего правительства в период между официальным подведением итогов и инаугурацией президента (ориентировочно с 6 по 15 мая – вступление в должность избранного президента и выход его указа о структуре и составе нового правительства).

Рейтинги и исследования

  • Сентябрь 2018

    Результаты выборов глав регионов

    Единый день голосования 9 сентября 2018 года

  • Август 2018

    Рейтинг политических партий

    Вопрос: Скажите, пожалуйста, если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Государственную Думу России, за какую из следующих партий Вы бы, скорее всего, проголосовали?

  • Апрель 2018

    Рейтинг политических партий

    Вопрос: Скажите, пожалуйста, если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Государственную Думу России, за какую из следующих партий Вы бы, скорее всего, проголосовали?

    Источник: ВЦИОМ

     

    Измерение состояния и динамики институционального развития средств массовой информации в субъектах верхнего уровня РФ (измерение медиасферы)

    2015-2017 гг. Аналитический отчет

    Источник: Циркон

  • Февраль 2018

    Примете ли Вы участие в выборах президента,
    которые состоятся в марте 2018 года, или нет?

    Закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных, проводился 26-28 января 2018

    Источник: ВЦИОМ

  • Январь 2018

    Больше десяти лет назад в России был отменён порог явки избирателей на выборы, то есть сейчас выборы в нашей стране признаются состоявшимися независимо от того, сколько избирателей приняли в них участие.

    Как вы считаете, в России нужно или не нужно вновь ввести порог явки избирателей на выборы?

    Источник: ФОМ

Проекты 2014–2016 года

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ
И ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

Сбалансированное и устойчивое развитие регионов является одним из главных условий положительной динамики экономики, социальных отношений и общественно-политической сферы Российской Федерации в целом. В Посланиях Президента Российской Федерации, решениях Правительства Российской Федерации важная роль отводится выявлению потенциала, стимулов и моделей развития, которое в полной мере отвечает актуальным задачам модернизации экономики и социальной инфраструктуры, повышению качества жизни, укреплению финансовой устойчивости российских регионов.

 

Публикации в СМИ, обсуждения в экспертном сообществе, опыт коммуникации фонда «Политика» с государственными структурами, общественными организациями, предпринимательскими объединениями  подтверждают, что за последние годы общественный интерес к вопросам регионального развития значительно возрос. Поэтому с 2014 года фонд «Политика» проводит комплексные сравнительные исследования потенциала и стратегий развития регионов Российской Федерации, в том числе в рамках отдельных макрорегионов.

 

Основным содержанием первого этапа проекта стало создание систематизированной базы данных, которая содержит материалы для комплексного анализа перспектив социально – экономического развития и инвестиционной привлекательности: экономические, политические, кредитные рейтинги, статистику, федеральные и региональные целевые программы, нормативно – правовые акты, формирующие предпринимательский и инвестиционный климат, перечни интернет - порталов и сайтов, содержащих оперативную социально-экономическую информацию.

 

По итогам анализа и обобщения была предложена методика построения интегрального рейтинга, учитывающего различные факторы, ускоряющие или замедляющие развитие региона.

 

Применительно к макрорегионам пилотной работой стало изучение социально-экономических и политических аспектов развития Мурманской области в качестве перспективного региона – лидера освоения Арктической зоны РФ. В результате подготовлены аналитические материалы, прогнозы и практические рекомендации, которые могут быть использованы для разработки и сопровождения комплексной стратегии ускоренного развития, включая рекомендации по позиционированию региона и улучшению инвестиционного климата.

 

Материалы проекта «Оценка потенциала развития субъектов Российской Федерации, сопровождение региональных стратегий ускоренного развития и повышения инвестиционной привлекательности» представляют интерес для широкого круга пользователей, в том числе для государственных и муниципальных органов власти, общественных организаций, бизнеса и экспертного сообщества.

 

«Фонд «Политика» намерен продолжать работы в этом направлении и готов к сотрудничеству со всеми, кто профессионально занимается проблемами развития российских регионов и повышения их инвестиционной привлекательности.

ДИНАМИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РФ*

Совместно с Институтом социального маркетинга (ИНСОМАР) фонд «Политика» с 2013 года проводит регулярные исследования покупательской способности и моделей потребительского поведения населения крупных городов РФ. Потребительский спрос является важнейшим индикатором социального благополучия и мощным стимулом экономического развития. Его динамика весьма точно отражает ход реализации экономической политики, демонстрирует достижения и проблемы актуальной повестки дня.

 

Особенно важно изучение покупательской активности в условиях нестабильных макроэкономических параметров, когда динамика спроса и предложения на потребительском рынке, развитие тех или иных форматов торговли может иметь наибольшее прогностическое значение для экономических и социальных процессов в обществе на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Велико прикладное значение таких исследований для выстраивания маркетинговых стратегий, продвижения политики импортозамещения и поддержки отечественного производства.

 

За прошедшие три года география исследований охватила основные половозрастные и профессиональные категории населения в городах: Москва, Волгоград, Новосибирск, Ростов, Саратов, Нижний Новгород, Барнаул, Рязань. В ближайших планах – расширение исследовательских работ на города Урала и Северного Кавказа.

 

Концепция проекта предусматривает проведение количественных и качественных исследований, сравнительный анализ, в том числе с привлечением материалов различных региональных проектов фонда «Политика», федеральной и региональной статистики, опубликованных данных других исследовательских групп аналогичного профиля. В результате формируется многоплановая картина текущего состояния и динамики потребительского рынка, включая  факторы и мотивацию покупательского поведения, изменения в составе потребительской корзины; форматы и имидж торговли, социально – демографические и поведенческие характеристики целевых групп покупателей; отношение к покупкам товаров местного производства; уровень потребительской уверенности населения различных городов и регионов. Повторяемость опросов с соответствующей корректировкой в зависимости от социально – экономических условий позволяет представить вышеперечисленные данные в динамике и выявить устойчивые тенденции развития.

 

* Материалы проекта могут быть предоставлены по отдельным запросам: request@polity.ru

© Copyright Фонд «Политика», 2016

Россия 101000,

г. Москва,

Б. Златоустинский пер,

дом. 8/7

Тел.: +7 495 624-2280

Факс: +7 495 624-1081

E-mail: info@polity.ru

www.polity.ru