Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.

Взгляд

  • Апрель 2018

    Photo by: Hassan Ammar

     

    Вызовы: апрель

    События марта-апреля 2018 года, несомненно, войдут в учебники истории, как пример масштабного международного кризиса, поставившего мир на грань перерастания локального конфликта в столкновение ведущих ядерных держав с непредсказуемыми последствиями.

    После Второй мировой войны можно по пальцам одной руки пересчитать международные кризисы такого масштаба: Карибский кризис 1962 года, противоборство СССР и НАТО после сбитого южнокорейского боинга и размещения крылатых ракет в Европе в 1983 году, противостояние российского спецназа и сил НАТО в аэропорту Приштины в 1999 году, едва не закончившееся столкновением.

    Происходящие на наших глазах формирование эскадры США, Франции и Великобритании (при поддержке Саудовской Аравии и Катара) и выход навстречу им из Тартуса российского флота у берегов Сирии – почти точная калька аналогичного краткосрочного противостояния там же в сентябре 2013 года. Тогда при президенте Бараке Обаме в последний момент удалось избежать столкновения путем соглашения о ликвидации сирийского химического оружия.

    События начала 2018 года начали быстро закручиваться в тугую спираль, которая от «перенапряжения» может не просто распрямиться – непредсказуемо выстрелить. В принятых изменениях в стратегические военно-политические доктрины США впервые после окончания холодной войны Россия и Китай были обозначены как главные противники доминирования США в мире. Тогда же был опубликован т. н. «кремлевский список», где в качестве объектов будущих санкций фигурировало все российское политическое руководство и бизнес-элита. Однако, спусковым механизмом радикальной эскалации нынешнего конфликта, прохождения им психологической точки невозврата, стали три момента, предопределяющие и усиливающие друг друга:

    1. запущенное 7 марта накануне выборов президента Российской Федерации «дело Скрипаля», когда в отсутствие каких-либо подтвержденных фактов, расследований и лишь на основании «плохой» репутации и мифической «секретной информации» страны коллективного Запада спровоцировали острую эскалацию в отношении России. Важным элементом данной кампании и целью развернувшейся информационно-пропагандисткой истерии стало внедрение в умы западных обывателей прямой связи между т. н. «химическим отравлением» Скрипалей и Россией. В дальнейшем это упростило виток информационно-психологического давления на мировое общественное мнение в ходе интерпретации «химической атаки» в Сирии. Характерно, что выводы экспертов Организации по запрещению химического оружия о том, что Скрипали были отравлены нервно-паралитическим веществом «Новичок» (без определения страны-производителя), были обнародованы и растиражированы мировыми СМИ 12 апреля – на пике сирийских событий;

    2. объявленные 6 апреля экономические санкции США, впервые затронувшие крупные публичные российские компании. Через механизм «вторичной ответственности» они сделали «токсичным» для внешних партнеров по всему миру практически весь российский бизнес. Данный виток санкций, наносящий прямой значительный ущерб экономике России, обошелся без всяких фиговых листков объяснений, кроме общей формулировки о мифических «злонамеренных» действиях России по всему миру;

    3. предсказанная (например, в ходе последнего визита Владимира Путина в Турцию) и ожидаемая провокация от 7 апреля с фейковым «применением химического оружия» сирийской армией в Восточной Гуте, фальсифицированным сирийскими террористами.

    Некоторые политологи, наблюдая методы президента Трампа, вспоминают книгу его авторства «Искусство сделки» и восхваляемый им, известный еще со времен Макиавелли, «прием сумасшедшего». Суть метода в том, что субъект активно создает у оппонента представление о себе, как о сумасшедшем, непредсказуемом и иррациональном человеке «без тормозов», готовом поставить все на карту в разрешении, казалось бы, второстепенного вопроса. Цель – сбить с толку и запугать оппонента и тем самым заставить пойти на тактические уступки в качестве меньшего зла и альтернативы взаимного уничтожения.

  • Апрель 2018

    Фото © Алексей Дружинин/ТАСС

    Заметки политолога

    На президентских выборах Владимир Путин одержал убедительную победу, завоевав 76,69 % голосов. С большим отрывом Павел Грудинин (11,77 %) получил второе место, третье – Владимир Жириновский (5,65 %). Ксения Собчак набрала 1,68 %, Григорий Явлинский – 1 %. Остальные кандидаты получили менее 1 %.

    Интересна динамика поддержки Владимира Путина. В 2000 г. за него проголосовало 39,74 млн человек (52,94 %), в 2004 г – 49,5 млн избирателей (71,31 %). На выборах 2012 г. президент набрал 45,6 млн голосов (63,6 %). В 2018 г. вновь избранный президент показал наилучший результат за всю историю современной России. За него отдали голоса 56,43 млн человек.

    В условиях явной предопределенности победы важным элементом ее легитимизации и главной интригой кампании являлись показатели явки избирателей и их политическая география. ЦИК России и Администрация Президента стремились сделать волеизъявление максимально прозрачным и свободным от использования административного ресурса. Провалом окончились инициатива Алексея Навального по массовому бойкоту выборов и его ставка на оппозиционность самых молодых избирателей: «поколение Путина» проголосовало за него с не меньшим энтузиазмом, чем избиратели старших возрастов.

    Никакого принудительного завышения явки замечено не было, она и так оказалась достаточно высокой – 67,54 % или более 73 млн избирателей, для сравнения, на президентских выборах 2012 г. явка составила 65,4 %. Отчетливо проявился фактор роста поддержки президента в столицах – Москве и Санкт-Петербурге. В Москве поддержка выросла по сравнению с 2012 г. более чем 1,5 раза до 71,1 %, а в Петербурге – на четверть до 75 %. Оба мегаполиса приблизились к среднероссийскому показателю.

    Сколько-нибудь значимую альтернативу сумел продемонстрировать только кандидат левых сил Павел Грудинин, аккумулировав протестные настроения в ряде регионов страны, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, где заручился поддержкой 27 % избирателей Якутии, 23 % Алтайского края, 21 % Приморского края, 20 % Республики Алтай, а также 18 % Хабаровского края, Амурской и Еврейской автономной областей.

    На этом фоне очевиден провал национал-популизма кандидата ЛДПР, уровень поддержки Владимира Жириновского откатился к показателям начала его политической карьеры.

    18 марта еще раз убедительно проявилась непопулярность в стране представителей прозападной либеральной оппозиции – Ксении Собчак и Григория Явлинского. Конфликтуя друг с другом, суммарно они набрали менее 3 % голосов по всей стране. В Москве и Петербурге Ксения Собчак набрала менее 4 % голосов.

    Примечательна реакция на результаты выборов в России западных политиков и прессы. Признавая бесспорную победу Путина, политико-бюрократические силы в США и Великобритании заявили о невозможности поздравить победителя, так как Россия не является истинно демократической страной, и подчеркнули необходимость продолжения возобновившегося курса холодной войны. Однако, вновь избранного президента поздравили президент США Дональд Трамп, канцлер Германии Ангела Меркель и председатель ЕС Жан-Клод Юнкер. Западная пресса отметила, что в условиях жесткой геополитической конфронтации мобилизация электората вокруг национального лидера ощутимо проявилась в голосовании граждан РФ за рубежом, особенно в 29 странах НАТО, где, по данным The Washington Post, Владимир Путин набрал 129231 голос или на треть больше, чем в 2012 г.

    Согласно ежегодному опросу Gullup and CVoter, за последние два года популярность Владимира Путина в мире, выросла на 10 %, несмотря на мощнейшую кампанию по его «демонизации». Путин занял 3 место в рейтинге популярных мировых политиков после Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона (43 % респондентов выразили положительное отношение к президенту РФ, 40 % относится к нему отрицательно, канцлера ФРГ положительно оценили 49 %, 28 % отрицательно, президент Франции набрал соответственно 45 % и 25 %). По данным общенационального опроса, проведенного изданием Конгресса США The Hill в разгар избирательной кампании в России 1-5 февраля, популярность действующего президента за океаном достигла максимального уровня с 2003 г.: 21 % относится к нему положительно, по сравнению с 13 % в 2015 г., причем уровень положительного восприятия Путина за тот же срок вырос на 20 % (с 12 % до 32 %) среди сторонников республиканской партии, а среди независимых респондентов – на 11 % (с 12 % до 23 %).

    Высокий уровень доверия россиянами гарантирует Владимиру Путину большую свободу действий в вопросах внутренней и внешней политики.

  • Март 2018

    Фото: пресс-служба президента РФ

     

    Послание Владимира Путина Федеральному собранию
    1 марта 2018 года за 2,5 недели до президентских выборов
    в России - это ответ на возрастающий, многоаспектный
    вызов «коллективного Запада»

    1. В информационно-пропагандисткой сфере США и ЕС практически обвиняют Россию во всех своих проблемах, включая внутренние: от усиливающегося раскола элит и самого общества в США и проигрыша Демократической партии на президентских выборах 2016 года до исхода референдума в Великобритании по выходу из ЕС. В этой же цепочке событий системный провал так называемой либеральной глобалистской идеологии и практики в США и странах Западной Европы, в реакции на ее социальные последствия, связанные с неконтролируемой миграцией, вымыванием т.н. «среднего класса» в странах «золотого миллиарда» и резком подъеме популярности несистемных популистских партий и движений в большинстве стран Западной Европы, росте сепаратистских настроений от Шотландии до Каталонии и Корсики.

    2. После закрепления в 2017 году Конгрессом США экономических санкций против России на уровне закона, соответствующего отчета Администрации США от 29 января 2018 года по их реализации, (включая публикацию т.н. «кремлевского списка», а также автоматическое продление 1 марта 2018 года Соединенными Штатами и ЕС пакета санкций против России из-за «агрессии» на Украине), становится ясным, что этот режим экономического давления на РФ приобретает системный и долговременный характер.

    3. Начиная с марта 2014 года и по сегодняшний день только нарастает противостояние военных структур НАТО и России. Стоит только отметить размещение в Румынии и Польше пусковых установок противоракет США, ответное недавнее размещение на постоянной основе комплексов «Искандер» с радиусом поражения до 500 км в Калининградской области, участившиеся эпизоды перехвата самолетов и кораблей ВВС и ВМС России и НАТО в воздушном и морском пространстве Черноморско-Балтийского региона.

    4. Наконец, с началом этого года все указанное выше стало оформляться в виде принципиальных изменений стратегических военно-политических доктрин.

     В январе-феврале в США в трех программных документах - «Стратегия национальной безопасности», «Национальная стратегия в области обороны», «Обзор ядерной стратегии» - Россия была обозначена как один из двух основных противников в области глобальной геополитики и вопросах безопасности. Хотя очевидно, что Китай является самым опасным геополитическим вызовом для доминирования США в мире, Россия названа «главным реваншистом» и инициатором разрушения глобального мирового порядка при гегемонии США.

    США в «Обзоре ядерной стратегии» попытались легитимировать применение ядерного оружие в тактических целях. Американцы угрожают его использованием в ответ на удары обычными вооружениями или даже киберугрозы.

    В своем обращении к Федеральному Собранию 1 марта Владимир Путин парировал эти опасные планы заявлением, что любое применение противником даже заряда малой мощности будет рассматриваться как полноценное ядерное нападение, и Россия ответит на него силами стратегического ядерного сдерживания.

     Президент РФ презентовал имеющиеся у России образцы стратегических вооружений, которых нет ни у кого в мире. Эти типы вооружений неуязвимы для любых оборонительных систем США, в том числе для широко разрекламированной системы ПРО. Призывая западных партнеров осознать новую реальность и понять, что созданное вооружение – это не блеф, Владимир Путин одним выступлением разрушил ряд военных программ США, обессмыслил затраченные на них миллиарды долларов. «Надеюсь, что всё, что было сказано сегодня, отрезвит любого потенциального агрессора, а такие недружественные шаги по отношению к России, как развёртывание системы ПРО, приближение инфраструктуры НАТО к нашим границам и тому подобное, с военной точки зрения становятся неэффективными, с финансовой – неоправданно затратными и в конечном итоге просто бессмысленными»

    Иными словами, он объявил о достижении Россией на определённый исторический отрезок стратегического превосходства.

    Западу был послан четкий сигнал – расширение НАТО и приближение ее военных структур к границам России бессмысленно, а если администрация Трампа желает «холодной войны», Россия к ней готова.

  • Февраль 2018

    Политическая ситуация в России
    в январе-феврале 2018 года полностью обусловлена развертыванием президентской избирательной кампании

    10 февраля закончилась проверка представленных кандидатами подписей. 14 февраля ЦИК утвердил форму бюллетеня для выборов президента страны. В него включены: представители двух парламентских партий – Владимир Жириновский от ЛДПР и Павел Грудинин от КПРФ, а также 6 кандидатов, преодолевших этап сбора и проверки подписей. Среди них единственный самовыдвиженец -  действующий глава государства Владимир Путин, и 5 партийных кандидатов – Григорий Явлинский («Яблоко»), лидер Партии Роста Борис Титов, Сергей Бабурин («Российский общенародный союз»), Максим Сурайкин, выдвинутый партией «Коммунисты России», и Ксения Собчак, баллотирующаяся от «Гражданской инициативы».

    Сам ход президентской кампании уже к концу февраля обозначил предсказанную многими экспертами конфигурацию: основной бесспорный фаворит – действующий президент, с ожидаемым уровнем электоральной поддержки в 60-70%; далее - кандидаты от парламентских партий ЛДПР и КПРФ, активно борющиеся за второе место, с уровнем поддержки 5-8%; и, наконец, кандидаты от непарламентских партий с уровнем поддержки каждого избирателями в пределах статистической погрешности (1-2%).

    Хотя с 14 февраля по 16 марта следует период предвыборных дебатов, складывается ощущение, что главный претендент на победу в ходе активных поездок и встреч в регионы, обозначил основные посылы социальным и возрастным группам своей широкой социальной коалиции.  Он зафиксировал поворот к теме социальной справедливости, поддержке «провинциальной» России в том числе промышленных предприятий, развития малых и средних городов (включая моногорода), а также к качественному ускорению инвестиций в социально-гуманитарную сферу и человеческий капитал, открытию «социальных лифтов» для молодежи. Одновременно президент России обещал деловому сообществу: принятие закона об амнистии капитала и его репатриации через механизм еврооблигаций; снятие с индивидуальных предпринимателей задолженности по всем взносам за то время, когда они не вели реальной экономической деятельности; отсутствие роста налогов до конца 2018 года, возможное списание долгов по страховым взносам для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов.

    Нынешняя избирательная кампания проходит в условиях отсутствия на данный момент плана системных реформ, неопределенности в динамике экономического роста в стране и осложнившегося международного положения.

    29 января обнародован так называемый «кремлевский список» из отчета Департамента финансов администрации президента США Конгрессу, включивший 114 высших государственных служащих РФ и 96 российских миллиардеров. Публикация списка не означает немедленного включения санкций, но создает подвешенную ситуацию с возможностью их введения. Избирательная кампания в России несомненно стимулирует стремление «коллективного Запада» усилить эшелонированное санкционное давление как в плане нанесения прямого ущерба экономике России, так и в плане психологического давления для создания нервозности и раскола в правящих элитах и российском обществе в целом.

    Все это осложняет декларируемый курс российской внешней политики на принуждение Запада к нормализации отношений с Россией при сохранении во внутренней политике антизападного политического курса для консолидации населения вокруг вертикали власти.

    Однако основной вызов, стоящий перед главным кандидатом на предстоящих выборах, заключается в стагнационных тенденциях развития экономики, отставании России по темпам развития от среднемировых (с перспективой соответствующего снижения ее удельного веса в мировой экономике) и, самое главное, продолжающемся понижении уровня жизни значительной части населения страны как главного препятствия развитию человеческого капитала и модернизации на перспективу. Как показал опыт КНР, введенные в 1989 году санкции США, Евросоюза и Японии в условиях успешного поступательного социально-экономического развития страны были сведены на нет.

    Именно с вышеизложенными факторами связана задержка с главным событием избирательной кампании - ежегодным докладом президента РФ Федеральному Собранию.

    Фактически это будет развернутое изложение предвыборной программы Владимира Путина и ответ на внешние и внутренние вызовы.  Дата данного выступления была сдвинута с первой декады февраля на конец месяца и возможно даже начало марта.

    Хронологически можно указать следующие реперные точки, которые будут оказывать влияние не только на избирательную кампанию, но и на развитие страны на ближайшую перспективу:18 марта – объявление результатов выборов. Важен будет достигнутый уровень явки и поддержки действующего президента (подтверждение легитимности);18 марта - начало мая 2018 года – коллективное сложение действующим правительством полномочий, перевод министров в статус исполняющих обязанности, процесс определения структуры и кадрового состава будущего правительства в период между официальным подведением итогов и инаугурацией президента (ориентировочно с 6 по 15 мая – вступление в должность избранного президента и выход его указа о структуре и составе нового правительства).

Рейтинги и исследования

  • Апрель 2018

    Рейтинг политических партий

    Вопрос: Скажите, пожалуйста, если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Государственную Думу России, за какую из следующих партий Вы бы, скорее всего, проголосовали?

    Источник: ВЦИОМ

     

    Измерение состояния и динамики институционального развития средств массовой информации в субъектах верхнего уровня РФ (измерение медиасферы)

    2015-2017 гг. Аналитический отчет

    Источник: Циркон

  • Февраль 2018

    Примете ли Вы участие в выборах президента,
    которые состоятся в марте 2018 года, или нет?

    Закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных, проводился 26-28 января 2018

    Источник: ВЦИОМ

  • Январь 2018

    Больше десяти лет назад в России был отменён порог явки избирателей на выборы, то есть сейчас выборы в нашей стране признаются состоявшимися независимо от того, сколько избирателей приняли в них участие.

    Как вы считаете, в России нужно или не нужно вновь ввести порог явки избирателей на выборы?

    Источник: ФОМ

Проекты 2014–2016 года

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ
И ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

Сбалансированное и устойчивое развитие регионов является одним из главных условий положительной динамики экономики, социальных отношений и общественно-политической сферы Российской Федерации в целом. В Посланиях Президента Российской Федерации, решениях Правительства Российской Федерации важная роль отводится выявлению потенциала, стимулов и моделей развития, которое в полной мере отвечает актуальным задачам модернизации экономики и социальной инфраструктуры, повышению качества жизни, укреплению финансовой устойчивости российских регионов.

 

Публикации в СМИ, обсуждения в экспертном сообществе, опыт коммуникации фонда «Политика» с государственными структурами, общественными организациями, предпринимательскими объединениями  подтверждают, что за последние годы общественный интерес к вопросам регионального развития значительно возрос. Поэтому с 2014 года фонд «Политика» проводит комплексные сравнительные исследования потенциала и стратегий развития регионов Российской Федерации, в том числе в рамках отдельных макрорегионов.

 

Основным содержанием первого этапа проекта стало создание систематизированной базы данных, которая содержит материалы для комплексного анализа перспектив социально – экономического развития и инвестиционной привлекательности: экономические, политические, кредитные рейтинги, статистику, федеральные и региональные целевые программы, нормативно – правовые акты, формирующие предпринимательский и инвестиционный климат, перечни интернет - порталов и сайтов, содержащих оперативную социально-экономическую информацию.

 

По итогам анализа и обобщения была предложена методика построения интегрального рейтинга, учитывающего различные факторы, ускоряющие или замедляющие развитие региона.

 

Применительно к макрорегионам пилотной работой стало изучение социально-экономических и политических аспектов развития Мурманской области в качестве перспективного региона – лидера освоения Арктической зоны РФ. В результате подготовлены аналитические материалы, прогнозы и практические рекомендации, которые могут быть использованы для разработки и сопровождения комплексной стратегии ускоренного развития, включая рекомендации по позиционированию региона и улучшению инвестиционного климата.

 

Материалы проекта «Оценка потенциала развития субъектов Российской Федерации, сопровождение региональных стратегий ускоренного развития и повышения инвестиционной привлекательности» представляют интерес для широкого круга пользователей, в том числе для государственных и муниципальных органов власти, общественных организаций, бизнеса и экспертного сообщества.

 

«Фонд «Политика» намерен продолжать работы в этом направлении и готов к сотрудничеству со всеми, кто профессионально занимается проблемами развития российских регионов и повышения их инвестиционной привлекательности.

ДИНАМИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РФ*

Совместно с Институтом социального маркетинга (ИНСОМАР) фонд «Политика» с 2013 года проводит регулярные исследования покупательской способности и моделей потребительского поведения населения крупных городов РФ. Потребительский спрос является важнейшим индикатором социального благополучия и мощным стимулом экономического развития. Его динамика весьма точно отражает ход реализации экономической политики, демонстрирует достижения и проблемы актуальной повестки дня.

 

Особенно важно изучение покупательской активности в условиях нестабильных макроэкономических параметров, когда динамика спроса и предложения на потребительском рынке, развитие тех или иных форматов торговли может иметь наибольшее прогностическое значение для экономических и социальных процессов в обществе на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Велико прикладное значение таких исследований для выстраивания маркетинговых стратегий, продвижения политики импортозамещения и поддержки отечественного производства.

 

За прошедшие три года география исследований охватила основные половозрастные и профессиональные категории населения в городах: Москва, Волгоград, Новосибирск, Ростов, Саратов, Нижний Новгород, Барнаул, Рязань. В ближайших планах – расширение исследовательских работ на города Урала и Северного Кавказа.

 

Концепция проекта предусматривает проведение количественных и качественных исследований, сравнительный анализ, в том числе с привлечением материалов различных региональных проектов фонда «Политика», федеральной и региональной статистики, опубликованных данных других исследовательских групп аналогичного профиля. В результате формируется многоплановая картина текущего состояния и динамики потребительского рынка, включая  факторы и мотивацию покупательского поведения, изменения в составе потребительской корзины; форматы и имидж торговли, социально – демографические и поведенческие характеристики целевых групп покупателей; отношение к покупкам товаров местного производства; уровень потребительской уверенности населения различных городов и регионов. Повторяемость опросов с соответствующей корректировкой в зависимости от социально – экономических условий позволяет представить вышеперечисленные данные в динамике и выявить устойчивые тенденции развития.

 

* Материалы проекта могут быть предоставлены по отдельным запросам: request@polity.ru

© Copyright Фонд «Политика», 2016

Россия 101000,

г. Москва,

Б. Златоустинский пер,

дом. 8/7

Тел.: +7 495 624-2280

Факс: +7 495 624-1081

E-mail: info@polity.ru

www.polity.ru