Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.
Взгляд
Май 2018
Фото: © Валерий Шарифулин/ТАСС
Вызовы: май 2018
Вслед за вступлением президента в должность, публикацией 7 мая 2018 г. т.н. «майского указа» – программы действий на ближайшие шесть лет – и переназначением нового/старого премьера Дмитрия Медведева в России завершается последний этап большого избирательного цикла 2016-2018 гг. Последний аккорд этого этапа – переформатирование структуры и состава федеральных органов власти.
18 мая был определен персональный состав правительства. После первоначальных комментариев экспертов о персоналиях правительства, вошедших и выбывших чиновниках, стоящих за этим интригах групп влияния во власти, акцент сместился на выяснение характера задач, стоящих перед новыми вице-премьерами и министрами.
Масштаб задач и темп их реализации задан все тем же амбициозным «майским указом». В экономике: темп роста выше мировых с увеличением показателя ВВП на душу населения в 1,5 раза к 2024 г.; доведение ежегодного несырьевого экспорта до $250 млрд, повышение производительности труда в ключевых секторах до 5 % год, а доли предприятий, выпускающих инновационную продукцию, до 50 % от всей экономики. Главный же смысл рывка – в резком росте качества жизни населения: снижении в два раза уровня бедности, увеличении средней продолжительности жизни до 78 лет, росте в два раза расходов на здравоохранение, поступательной прибавке пенсий с индексацией выше уровня инфляции, приросте на 1/3 размеров жилищного строительства с уменьшением ставки ипотечного кредитования ниже 8 % и т. д.
Подобный масштаб задач определяет и цену вопроса. На дистанции в шесть лет майский президентский указ будет стоить 25 трлн руб. ($400 млрд). Новому правительству предстоит найти источники дохода в 8- 10 трлн руб. из общего объема этих инвестиций. В годовом выражении программа предполагает затраты в 4 трлн руб. (25-27 % ежегодного годового бюджета).
Правительству необходимо будет изыскивать ежегодно 1,3 трлн руб. из новых источников дохода (или 7-8 % всех ежегодных бюджетных трат).
Где взять средства? Основополагающий вопрос все еще висит в воздухе.
Именно в этих цифрах и кроется сверхзадача правительства и последующая диалектика всех его налоговых и прочих маневров. Не случайно присутствие в правительстве пяти выходцев из Минфина: единственный первый вице-премьер и одновременно министр финансов Антон Силуанов, вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова, министр экономического развития Максим Орешкин, министр энергетики Александр Новак, министр науки и высшего образования Михаил Котюков. К ним можно смело добавить главу ЦБ Эллу Набиуллину и нового «смотрящего» за тратой бюджетных средств, руководителя Счетной палаты Алексея Кудрина. Этому коллективу сторонников налогового консерватизма (производного от шока и травмы дефолта 1998 г.) теперь предстоит не только найти ресурсы, но и так их распределить, чтобы достичь указанных показателей.
Наступая на «горло собственной песне», правительству нужно будет стимулировать промышленный рост, ликвидировав бездонные «черные дыры» в экономике и социальной сфере, в которых годами тонули триллионы рублей.
Резкое снижение инфляции 2017 г. очень четко высветило это бюджетное болото: в системе госзаказа и госконтрактов, в реализации федеральных целевых программ, тарифной политике госмонополий, так и не проведенной толком пенсионной реформе и в безбрежном море социальных льгот и обязательств.
Стратегический поворот президента к инвестициям в людей был неизбежен ввиду исчерпания прежней модели экономического роста на базе экспорта энергоносителей и сменившего ее антикризисного менеджмента 2014-2017 гг. на фоне возрастающих глобальных вызовов и демографической ситуации в стране.
Все мы надеемся, что новое правительство станет командой запланированного рывка, а не коллективом антикризисного реагирования и экономического выживания.
2023 год
2022 год
Декабрь
С Новым годом российская экономика
Ноябрь
Октябрь
Европейский сад. Зима 2022-2023 близко.
Сентябрь
Королева умерла - надолго ли король?
Август
Июль
«А вы, друзья, как ни садитесь…»
Июнь
Май
Вячеслав Никонов: События вокруг Украины не достигли остроты Карибского кризиса
Март
Санкционный угар от Байдена: глобальные последствия
Февраль
Шахматная доска перевернута – обратный отсчет завершен
Январь
2021 год
2020 год
2019 год
Декабрь
О геологии, географии, мировой политике и немного об энергетической безопасности
Ноябрь
Острый эндшпиль в партии
«Северный поток – 2»
Октябрь
Сентябрь
Единый день голосования:
уже матрица или еще подумать?
Август
Двадцать лет Путина — взгляд из-за рубежа
Июль
Современный либерализм: «конец истории» превратился в кризис жанра
Июнь
Новое или еще не забытое старое
Май
Американские санкции:
история, инструментарий и последствия
Апрель
Украина: накануне решающего выбора
Март
Весна: на Украине политическая распутица
Февраль
«Северный поток – 2»: рубеж взят.
Берлин убедил Париж
Январь
2018 год
Декабрь
Игра с огнем или танец с сабельками
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
День выборов. Где тонко, там и рвется
Август
Июль
Реформы правительства – первый блин…
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль