Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.

Взгляд

Май 2018

Фото: © Валерий Шарифулин/ТАСС

 

Вызовы: май 2018

Вслед за вступлением президента в должность, публикацией 7 мая 2018 г. т.н. «майского указа» – программы действий на ближайшие шесть лет – и переназначением нового/старого премьера Дмитрия Медведева в России завершается последний этап большого избирательного цикла 2016-2018 гг. Последний аккорд этого этапа – переформатирование структуры и состава федеральных органов власти.

18 мая был определен персональный состав правительства. После первоначальных комментариев экспертов о персоналиях правительства, вошедших и выбывших чиновниках, стоящих за этим интригах групп влияния во власти, акцент сместился на выяснение характера задач, стоящих перед новыми вице-премьерами и министрами.

Масштаб задач и темп их реализации задан все тем же амбициозным «майским указом». В экономике: темп роста выше мировых с увеличением показателя ВВП на душу населения в 1,5 раза к 2024 г.; доведение ежегодного несырьевого экспорта до $250 млрд, повышение производительности труда в ключевых секторах до 5 % год, а доли предприятий, выпускающих инновационную продукцию, до 50 % от всей экономики. Главный же смысл рывка – в резком росте качества жизни населения: снижении в два раза уровня бедности, увеличении средней продолжительности жизни до 78 лет, росте в два раза расходов на здравоохранение, поступательной прибавке пенсий с индексацией выше уровня инфляции, приросте на 1/3 размеров жилищного строительства с уменьшением ставки ипотечного кредитования ниже 8 % и т. д.

Подобный масштаб задач определяет и цену вопроса. На дистанции в шесть лет майский президентский указ будет стоить 25 трлн руб. ($400 млрд). Новому правительству предстоит найти источники дохода в 8- 10 трлн руб. из общего объема этих инвестиций. В годовом выражении программа предполагает затраты в 4 трлн руб. (25-27 % ежегодного годового бюджета).

Правительству необходимо будет изыскивать ежегодно 1,3 трлн руб. из новых источников дохода (или 7-8 % всех ежегодных бюджетных трат).

Где взять средства? Основополагающий вопрос все еще висит в воздухе.

Именно в этих цифрах и кроется сверхзадача правительства и последующая диалектика всех его налоговых и прочих маневров. Не случайно присутствие в правительстве пяти выходцев из Минфина: единственный первый вице-премьер и одновременно министр финансов Антон Силуанов, вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова, министр экономического развития Максим Орешкин, министр энергетики Александр Новак, министр науки и высшего образования Михаил Котюков. К ним можно смело добавить главу ЦБ Эллу Набиуллину и нового «смотрящего» за тратой бюджетных средств, руководителя Счетной палаты Алексея Кудрина. Этому коллективу сторонников налогового консерватизма (производного от шока и травмы дефолта 1998 г.) теперь предстоит не только найти ресурсы, но и так их распределить, чтобы достичь указанных показателей.

Наступая на «горло собственной песне», правительству нужно будет стимулировать промышленный рост, ликвидировав бездонные «черные дыры» в экономике и социальной сфере, в которых годами тонули триллионы рублей.

Резкое снижение инфляции 2017 г. очень четко высветило это бюджетное болото: в системе госзаказа и госконтрактов, в реализации федеральных целевых программ, тарифной политике госмонополий, так и не проведенной толком пенсионной реформе и в безбрежном море социальных льгот и обязательств.

Стратегический поворот президента к инвестициям в людей был неизбежен ввиду исчерпания прежней модели экономического роста на базе экспорта энергоносителей и сменившего ее антикризисного менеджмента 2014-2017 гг. на фоне возрастающих глобальных вызовов и демографической ситуации в стране.

Все мы надеемся, что новое правительство станет командой запланированного рывка, а не коллективом антикризисного реагирования и экономического выживания.

Россия 101000,

г. Москва,

Б. Златоустинский пер,

дом. 8/7

Тел.: +7 495 624-2280

Факс: +7 495 624-1081

E-mail: info@polity.ru

www.polity.ru