Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.
Взгляд
Сентябрь 2025

Миграция в Британии: от кризиса восприятия
к политическому перелому
Миграция стала сегодня ключевой темой британской общественной
и политической жизни. По данным опросов общественного мнения миграция вышла на первое место среди проблем, которые беспокоят жителей Великобритании, и обогнала проблемы в сферах экономики и медицины.
Почти половина респондентов (48%) называют иммиграцию важной проблемой, с которой сталкивается Соединенное Королевство.
Опросы IPSOS показывают: двое из пяти (42%) британцев считают, что нынешнее лейбористское правительство хуже справляется с управлением иммиграцией, чем предыдущая консервативная администрация. Двое из трех британцев (68%) уверены, что количество людей, прибывающих в Великобританию на небольших лодках, выросло за последние 12 месяцев. Причем 62% утверждают, что количество заявлений о предоставлении приюта тоже увеличилось. Почти половина британцев (45%) говорят, что поддержали бы полный запрет принимать новых переселенцев, как и требование депортировать большое количество мигрантов, приехавших в Соединенное Королевство в течение последних лет.1
Особенно высока обеспокоенность в Англии, где доля людей, называющих миграцию главной проблемой, превышает 40–45 % (для сравнения: в Шотландии и Уэльсе этот показатель ниже, правда и мигрантов там меньше).2
Причины взрывного роста антииммигрантских настроений:
Рост нелегальных пересечений Ла-Манша
Небольшие лодки, прибывающие на южное побережье Англии, стали символом неспособности государства контролировать границы. С января по сентябрь 2025 года в Соединенное Королевство на мелких суденышках прибыло более 30 тысяч нелегальных мигрантов. За тот же период прошлого года их количество составляло около 22 тысяч. В целом с начала пребывания при власти лейбористов в страну через пролив нелегально прибыли больше 50 тысяч человек.3
Бесплатное размещение мигрантов в отелях
Государство тратит миллионы фунтов ежемесячно, чтобы временно расселять просителей убежища, что вызывает протесты местных сообществ. Летом по всей стране проходили пикеты против массовой миграции. Часто они проходили рядом с отелями, где правительство размещает искателей приюта за счет государственного бюджета. Градус напряжения вырос из-за информации о случаях сексуального насилия над несовершеннолетними девочками, совершенного мигрантами. Так, 4 сентября эфиопский искатель приюта был признан виновным в сексуальном насилии над девочкой-подростком и еще одной женщиной. Его арест в июле вызвал гневные протесты возле отеля близ Лондона, где проживали он и другие мигранты.4
Это преступление было не единичным: за последние несколько месяцев в Великобритании произошло немало таких инцидентов. Они подтвердили опасения общества, достаточно наэлектризованного этнической преступностью.
Перегрузка Национальной службы здравоохранения (NHS), школ и жилищного фонда
На фоне инфляции (3,8 % в августе) и роста налогов5, многие британцы напрямую связывают снижение качества услуг с наплывом мигрантов. При такой инфляции домохозяйства особенно уязвимы к росту расходов, что усиливает ощущение «давления» на бюджет и на государственные услуги. По данным опроса IPSOS, 70 % британцев считают, что мигранты оказывают дополнительное давление на NHS; при этом 32 % считают, что мигранты пользуются NHS больше, чем коренные жители.6 Это показывает, что существует широкое восприятие связи между миграцией и нагрузкой на общественные службы — не обязательно основанное на объективных данных, но значимое с точки зрения политики и общественных настроений.
Культурный фактор
Для значительной части общества миграция стала символом угрозы британским ценностям и идентичности, особенно в промышленных и пригородных районах.
С августа 2025 года в Соединенном Королевстве распространилась инициатива использования на частных домах поднятых национальных флагов. Она стартовала в Бирмингеме и стала символом сохранения национальной идентичности и проявлением британского патриотизма.
Хотя левые оппоненты и упрекали организаторов в антииммигрантском подтексте акции и даже выдвигали обвинение в подстрекательстве к расизму, лидеры консерваторов и политики из партии Reform UK благосклонно отнеслись к движению.
В итоге лейбористский премьер Кир Стармер вынужден был заявить, что Великобритания «не сдаст флаг ультраправым, которые используют его для насилия и запугивания».7
Еще одним аспектом, вызывающий в последнее время противоречивые дискуссии в британском обществе, стала свобода слова и ее границы.
В апреле 2025 года газета The Times опубликовала статью, в которой на основании запросов в органы правопорядка утверждалось: полиция Великобритании проводит более 30 арестов за день за оскорбительные антииммигрантские онлайн-сообщения.8
Группы защиты гражданских свобод также считают, что власть чрезмерно контролирует Интернет и угрожает свободе слова, используя расплывчатые законы для преследования противников миграции. Организаторы митинга 13 сентября «Объединим королевство» («Unite the Kingdom») удачно использовали эти факты и подчеркнули, что люди имеют право свободно говорить о миграции, исламизации и культурных изменениях без страха быть арестованными.
Политический контекст
Лейбористское правительство Кира Стармера обещало «гуманную, но строгую систему». Однако попытки реализовать договоренности с Францией по возврату нелегальных мигрантов столкнулись с юридическими препятствиями: суды блокируют первые депортации. Это подрывает доверие к правительству и создает впечатление его слабости. Дополнительным раздражителем для многих британцев стало решение лейбористов назначить министром внутренних дел Шабану Махмуд — британку пакистанского происхождения, которая отныне будет руководить вопросами полиции, миграции и общественной безопасности. Хотя она и пообещала проводить жесткую линию по отношению к иммигрантам.
23 сентября выступая на сессии Генассамблеи ООН, президент США Дональд Трамп раскритиковал миграцию по всей Европе. Он сообщил, что сейчас Европа находится в большой беде. «Пора положить конец провалившемуся эксперименту с открытыми границами. Вам нужно сделать это сейчас… Ваши страны катятся в ад». Отдельной тирады удостоился мэр Лондона пакистанского происхождения Садик Аман Хан: «Лондон. Там чудовищный мэр, просто чудовищный… Они о шариате говорят», — заявил глава Белого дома.9
Консерваторы пытаются использовать тему для критики лейбористов, хотя сами несут ответственность за предыдущие неудачи и не представляют убедительной альтернативы.
Reform UK, партия Найджела Фараджа, постепенно усиливает позиции, делая миграцию центральным элементом своей программы. Эта партия превращается в магнит для протестного электората, особенно в Англии.
Ультраправые движения усилили активность, выводя десятки тысяч людей на улицы и превращая миграцию в фактор уличной политики.
Кульминацией общественного недовольства стала демонстрация «Объединим королевство», организованная Томми Робинсоном.*10
* Стивен Кристофер Яксли-Леннон (англ. Stephen Christopher Yaxley-Lennon) известный как Томми Робинсон (англ. Tommy Robinson) — британский антиисламский активист, основатель и бывший лидер «Лиги английской обороны», бывший советник главы Партии независимости Соединенного Королевства, в прошлом футбольный хулиган.
Демонстрация 13 сентября показала: вопрос миграции вышел за рамки политических дискуссий и стал фактором массовой мобилизации, сопоставимой с крупнейшими протестами последних лет.
Возможное развитие событий до конца 2025 года
Для лейбористов главный риск – потеря доверия электората, особенно в рабочих и пригородных районах Северной и Центральной Англии. Если правительство не добьется заметного сокращения числа нелегальных пересечений и расходов на содержание мигрантов, падение рейтингов неизбежно.
Консерваторы смогут использовать миграционную тему для атаки на правительство, но их ограничивает наследие собственных провалов в 2010–2024 годах.
Reform UK имеет шанс превратиться из маргинальной силы в полноценного игрока, набирая двузначные показатели поддержки к концу года. Массовые акции уличных протестов будут способствовать росту ее влияния.
Уличные протесты сохранят остроту. Новые акции протеста вероятны в районах размещения мигрантов и в крупных городах, особенно если правительство не изменит политику радикально.
Социальное напряжение будет усиливаться. На фоне инфляции и дефицита жилья именно миграция станет «козлом отпущения» и фокусом всех тревог в обществе.
Миграция в Британии превратилась в не только социальную, но и системную политическую проблему. Она стала символом кризиса управления, недоверия к элитам и невыполненных обещаний Brexit. События 13 сентября в Лондоне показали, что эта тема способна мобилизовать сотни тысяч людей и задавать тон всей политической повестке. До конца 2025 года именно миграционный вопрос будет определять динамику рейтингов партий, поведение электората и уровень протестной активности.
И от того, сумеет ли правительство К. Стармера предложить действенные меры, зависит не только его политическое будущее, но и баланс сил накануне выборов 2026 года.
2025 год
Октябрь
Европейская «партия войны»: кто и почем?
Сентябрь
Миграция в Британии: от кризиса восприятия к политическому перелому
Август
Закат Европы: миф, реальность
или поворотный момент?
Июль
Тернистое будущее Европы через призму городов-фронтиров
Июнь
Редкоземельные металлы и геополитика: ресурс, который меняет правила игры
Май
Апрель
Мальбрук в поход собрался. Продолжение следует?
Март
Февраль
Звонок Трампа и европейская «партия войны»
Январь
2024 год
Ноябрь
Октябрь
Сама себя раба бьёт, что не чисто жнет
Сентябрь
Выборы в США 2024. Дебаты прошли, интрига осталась
Август
Стоит ли менять коней на переправе?
Июль
Итоги выборов в Великобритании: перевернутая страница или бег по кругу?
Июнь
Май
Апрель
Март
Трамп против Байдена (Необыкновенный матч, мультфильм 1955 года)
Февраль
Январь
2023 год
2022 год
Декабрь
С Новым годом российская экономика
Ноябрь
Октябрь
Европейский сад. Зима 2022-2023 близко.
Сентябрь
Королева умерла - надолго ли король?
Август
Июль
«А вы, друзья, как ни садитесь…»
Июнь
Май
Вячеслав Никонов: События вокруг Украины не достигли остроты Карибского кризиса
Март
Санкционный угар от Байдена: глобальные последствия
Февраль
Шахматная доска перевернута – обратный отсчет завершен
Январь
2021 год
2020 год
2019 год
Декабрь
О геологии, географии, мировой политике и немного об энергетической безопасности
Ноябрь
Острый эндшпиль в партии
«Северный поток – 2»
Октябрь
Сентябрь
Единый день голосования:
уже матрица или еще подумать?
Август
Двадцать лет Путина — взгляд из-за рубежа
Июль
Современный либерализм: «конец истории» превратился в кризис жанра
Июнь
Новое или еще не забытое старое
Май
Американские санкции:
история, инструментарий и последствия
Апрель
Украина: накануне решающего выбора
Март
Весна: на Украине политическая распутица
Февраль
«Северный поток – 2»: рубеж взят.
Берлин убедил Париж
Январь
2018 год
Декабрь
Игра с огнем или танец с сабельками
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
День выборов. Где тонко, там и рвется
Август
Июль
Реформы правительства – первый блин…
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль