Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.
20.05.2025 | События

Фото: Сергей Булкин/ТАСС
Никонов: Разговор Путина и Трампа – диалог
не просто лидеров, а двух сверхдержав
Первый зампред Комитета Госдумы по международным делам, внук сталинского наркома Молотова с политобозревателем КП Александром Гамовым
- Вячеслав Алексеевич, уже максимум информации вышло из того, что возможно, по поводу телефонного разговора президентов России и Соединенных Штатов. Как бы вы оценили то, что произошло, учитывая истерику на Западе?
- Ну, истерика-то мне понравилась больше всего, конечно. Надо сказать, что разговор был позитивный, даже несколько неожиданно. Во всяком случае, вчера весь мир сначала застыл в ожидании, а потом разразился комментариями. Это значит, что вообще-то шел диалог не просто двух лидеров, но и двух сверхдержав. И Россия так незаметно для многих стала такой сверхдержавой, которая, собственно, и решает все мировые проблемы, в том числе, конечно, и то, что касается украинского кризиса.
- Позитивный тон разговора оказался неожиданным для многих на Западе. Правильно я понял?
- Неожиданно для многих на Западе, но неожиданно и в нашей стране. У нас очень много людей, которые по-прежнему склонны недооценивать наш потенциал.
А потенциал у нас достаточно велик. Поэтому, собственно, разговор-то шел между лидерами двух сверхдержав, для которых, конечно, Украина – это важный вопрос, но важны и вопросы двусторонних отношений, общий контекст мировой политики. И эти вопросы тоже обсуждались.
Я бы сказал, достаточно теплый получился разговор, свидетельство чему то обстоятельство, что ни один из лидеров не хотел заканчивать сеанс связи. Это на самом деле говорит о многом. Трамп, насколько я могу судить, абсолютно не прибегал к конфронтационной риторике и не угрожал новыми санкциями, к чему его призывали многие и в собственном окружении, и в Европе, и, конечно, на Украине. Он воспринимает ситуацию на земле такой, какая она есть сейчас.
- А ситуация на передовой показывает, что говорить с Россией с позиции силы как-то несвоевременно?
- Да, Трампу хотелось бы добиться прекращения огня, но он понимает, что Россия не может на это согласиться без определенных условий, которые отражают наши серьезные озабоченности по поводу основных причин, которые породили этот конфликт. И он понимает также, что есть 4 субъекта плюс Крым, Севастополь, которые ранее были в составе Украины, а ныне де-факто являются частью Российской Федерации, что тоже нельзя сбрасывать со счетов, и что готовы сбросить со счетов украинцы и европейцы.
Поэтому получилась такая, в общем-то, я считаю, содержательная беседа.
- Каковы, на ваш взгляд, основные важные темы разговора?
- С нашей стороны подтверждена готовность двигаться вперед по тем направлениям, которые интересуют Соединенные Штаты и Запад, но при этом с учетом российских интересов. Трамп, на мой взгляд, действительно всерьез хочет сбросить с себя этот конфликт, который он не считает своим, и справедливо. Это все-таки конфликт администрации Байдена, и для Трампа нести на себе всю ответственность за то, что там происходит, никакого интереса нет. Он не хочет стать вторым Ричардом Никсоном, на которого потом повесили все проблемы, связанные с Вьетнамской войной, хотя не он ее начинал, но он ее закончил.
- А удастся ли Трампу выйти из воды сухим?
- Трамп постарается, как мне кажется, технично выйти из этого конфликта, хотя исключать возможность каких-то санкций в отношении России, если этот выход будет сопровождаться каким-то хлопаньем дверей, я не исключаю. Потому что тот законопроект, который внесен сейчас в сенат Соединенных Штатов, он внесен ведь верными трампистами, которые полностью контролируются администрацией. (Речь идет о законопроекте сенатора-республиканца Линдси Грэма* об ужесточении санкций против России в случае, если Кремль не пойдет на уступки в конфликте с Украиной – А.Г.) Поэтому на всякий случай они это держат в запасе.
- Но мы, все-таки, действительно можем рассчитывать на определенную лояльность «трамповской» США по отношению к России?
- До сегодняшнего дня администрация не сделала ни одного шага пророссийского. Я имею в виду и предоставление военной помощи, и разведывательной информации, и санкции, ни одна из которых тоже не снята. Поэтому вот такая ситуация. По-моему, контакты глав государств - это шаг в правильном направлении, но это первый шаг, будем смотреть, что будет дальше.
- А что будет дальше?
- А что будет дальше, посмотрим. Скорее всего, судя по реакции Украины и Западной Европы, они будут всячески сопротивляться. Но также очевидно, что у Соединенных Штатов есть рычаги воздействия на Украину и на ключевых людей украинской политики. Поэтому ясно, что игнорировать полностью мнение Соединенных Штатов Киев не может, он вынужден будет его учитывать. А это само по себе будет работать на приближение мира. Потому что в данном случае Трамп выступил явно на стороне западной партии мира, если она существует.
- Вячеслав Алексеевич, как вы считаете, когда мы с вами будем комментировать встречу Трампа и Путина – летом, осенью?
- Пока я не вижу предпосылок для встречи. Тут должна проясниться вся ситуация с украинским конфликтом. Ну, встречаться и расставаться ни с чем, конечно, не хочет ни Трамп, ни Путин. Поэтому должны быть достигнуты какие-то договоренности хоть по каким-то вопросам, и тогда эта встреча не только возможна, но и желательна. При этом она должна сопровождаться подписанием каких-то значимых документов. Это все возможно, но только в том случае, если, действительно, развязки по украинскому конфликту будут найдены.
- Спасибо вам огромное.
* Внесен в РФ в список террористов и экстремистов
Александр ГАМОВ
Обозреватель