Основан в 1993 г. в целях объединения
и координации усилий политиков,  общественных деятелей, ученых
для содействия решению актуальных вопросов в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества
и правового государства.

«Мурманская область в российских информационных ресурсах: текущая ситуация и перспективы»

1. Введение и методология

Материалом для настоящего исследования послужили информационные сообщения, статьи и комментарии из печатных и эфирных СМИ, новостных агентств, интернет-изданий и популярных местных блогов. Анализировались только материалы с существенным информационным наполнением, привлекающим внимание пользователей СМИ. Сообщения СМИ со схожим информационным контентом группировались и в дальнейшем использовались при статистическом анализе в качестве информационной единицы («группа сообщений»). При этом публикации об одних и тех же событиях, но разной оценочной направленности попадали в разные группы.

Для анализа каждой темы отбирались те сообщения, в которых соответствующий контент составлял основное наполнение и нес потребителям информации определенный месседж (т.е. простые информационные сообщения и публикации «проходного» характера не учитывались).

Необходимо отметить, что правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Тема — это комплексная единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно чёткие требования к выбору возможной единицы анализа.

Выделение единиц счёта, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер, осуществлялось как с учетом специфики подачи материала в СМИ в целом, так и особенностей информационного пространства Мурманской области. В первом случае процедура анализа сводится к подсчёту частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счёта, которыми могут быть:

  • смысловая наполненность;
  • актуальность темы;
  • соответствие темы сообщения аналитическим задачам;
  • физическая протяженность текстов;
  • площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
  • число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
  • длительность трансляции по радио или ТВ;
  • количество рисунков с определённым содержанием, сюжетом и проч.

 

Главная и эпизодическая роль анализируемых тем в сообщениях СМИ. Статистический анализ упоминания ключевых слов в отобранных публикациях (главная роль) и прочих публикациях (эпизодическая роль)

Круг СМИ, для которых применялся контент-анализ ситуации в Мурманской области в настоящем исследовании, довольно широк. С помощью контент-анализа можно анализировать такие различные типы текстов, как сообщения СМИ, заявления политических деятелей, программы партий, правовые акты, рекламные и пропагандистские материалы, исторические источники, литературные произведения. В настоящем исследовании анализ медиа-контента ограничился публикациями СМИ, поскольку все значимые события в информационном пространстве отражались в средствах массовой информации.

Объем контента (по Мурманской области) по источникам информации разделился следующим образом:

Интернет в настоящее время лидирует по объему, поскольку в нем отсутствуют физические ограничения, такие как у бумажных носителей. При этом превалирование информации из сети Интернет на федеральном уровне даже выше:

Однако, несмотря на меньшие значения по объему, информация на ТВ и в печатных изданиях имеет значительно большее влияние на формирование мнений.

В медиа-пространстве наблюдалось большое количество перепечаток оригинальных сообщений (особенно в Интернете), которые не учитывались при дальнейшем анализе в настоящем исследовании.

Необходимым условием применения качественной методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа. Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

  • заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, интернет-источники как федерального значения, так и в Мурманской области)
  • тип сообщений (статьи, заметки, передачи);
  • заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель, оцениватель);
  • сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина)
  • частота появления сообщений,
  • способ распространения сообщений;
  • место распространения сообщений;
  • время появления сообщений.

© Copyright Фонд «Политика», 2016

Россия 101000,

г. Москва,

Б. Златоустинский пер,

дом. 8/7

Тел.: +7 495 624-2280

Факс: +7 495 624-1081

E-mail: info@polity.ru

www.polity.ru