Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.

Рейтинги и исследования

Октябрь 2021

Влияние пандемии коронавируса на мировую цепочек поставок

Достаточно неожиданным следствием пандемии коронавируса стал кризис глобальных цепочек поставок, проявившийся в резком удорожании межконтинентальных контейнерных перевозок, удлинении сроков доставки и приведший к частичному разрушению системы поставок «точно в срок».

Аналитики называют несколько причин кризиса:

  • Прошедшие карантины в ряде китайских портов.
  • Эпидемиологические ограничения на перемещение судовых команд и водителей большегрузов. На пике кризиса около 400 тыс. моряков не могли покинуть свои суда.
  • Недоинвестирование в отрасль в последние годы и отсутствие резервных мощностей в портах, что сделало невозможным обработать возросший грузопоток, возникший после «пандемического спада». Многодневные очереди контейнеровозов и других судов в портах приводят к дальнейшему ухудшению ситуации из-за «омертвления» контейнеров и перевозных мощностей.
  • Олигополизация глобального рынка транспортных услуг, уменьшение конкуренции и числа транспортных компаний, при том что крупные компании оказались неспособны быстро реагировать на возникающие вызовы.
  • Высокая чувствительность системы поставок «точно в срок» к транспортным сбоям из-за отсутствия резервов, поскольку смысл системы «точно в срок» заключается в снижении складских резервов и складских мощностей в целом.

В совокупности с дефицитом полупроводников кризис цепочек поставок ведет к тому, что многие компании оказываются не в состоянии нарастить производство в соответствии с увеличившимся спросом. При массированных «антикризисных» денежных вливаниях в экономику это усиливает риски инфляции и стагфляции.

World Container Index компании Drewry, характеризующий среднюю цену доставки контейнера между континентами, вырос в 5 раз по сравнению с допандемийным периодом. При этом цена на наиболее востребованных маршрутах (например, из Китая в США) выросла в 8-10 раз. По оценкам аналитиков, в 2021 году отрасль может получить непредвиденный доход в размере более 100 миллиардов долларов.

 В начале 2021 года аналитики прогнозировали стабилизацию в середине года, однако вплоть до октября ситуация продолжала ухудшаться. В настоящее время преодоление кризиса ожидается не ранее середины 2022 года, или даже в 2023 году.

Кризис подтолкнет отрасль к дальнейшей автоматизации и роботизации с применением «интернета вещей», чтобы меньше зависеть от человеческого фактора.

Доставка контейнеров из Китая в Европу через Транссиб стала дешевле южного морского маршрута, а количество контейнеров резко увеличилось, что привело к очередям в портах Владивосток и Восточный, скоплении поездов на подходе к Москве.

 

Ссылка на World Container Index

Открытое письмо Международной палаты судоходства мировым лидерам от 29 сентября 2021 года

Статья в «Форбс» “Global Supply Chains’ Crisis Is Much Bigger Than The Pandemic” от 30 сентября 2021 года

Статья на «Блумберг» “How Supply Chains Broke, Sparking Global Shortages” от 14 октября 2021 года

Исследование «2022 3PL Study» (опубликовано в сентябре 2021 года)

Статья в «Коммерсанте» «Дальний Восток заполонили контейнеры» от 27 сентября 2021 года

Россия 101000,

г. Москва,

Б. Златоустинский пер,

дом. 8/7

Тел.: +7 495 624-2280

Факс: +7 495 624-1081

E-mail: info@polity.ru

www.polity.ru