Основан в 1993 г. в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых
для содействия решению актуальных вопросов в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества
и правового государства.
Публикации / 2000 / 07 / 01
Сколько в России правительств?
В ночь после президентских выборов Владимир Путин, появившись перед журналистами в своем избирательном штабе в “Александр-хаусе”, заявил, что одной из основных его задач станет формирование команды единомышленников: “Все люди, которые будут приглашены в исполнительные ораны власти, должны мыслить одинаково и должны играть на общую цель”.
Прошло три месяца. Правительство, Администрация президента укомплектованы. Удалось ли реализовать поставленную президентом цель? По большому счету – нет. И прежде всего потому, что в команде Путина (который не готовил себя всю жизнь к занятию президентского поста и являлся относительно новым человеком в российской политической элите) оказалась довольно короткая скамейка запасных. Да и собственно команд, не очень хорошо друг с другом сочетающихся, было несколько.
Во-первых, прежнее ельцинское окружение (Алесандр Волошин, Валентин Юмашев, Татьяна Дьяченко), в народе часто называемое “семьей”. Во-вторых, группа знакомых Путину еще по питерским временам либеральных экономистов и юристов, (Алексей Кудрин, Герман Греф, Дмитрий Медведев, Дмитрий Козак, Андрей Илларионов). Наконец, команда представителей спецслужб из Санкт-Петербурга (Сергей и Виктор Ивановы, Николай Птарушев, Виктор Черкесов).
Кроме того, на участие в формировании высшего руководства претендовали и как минимум три олигархические группировки, в чем-то пересекавшиеся с тремя командами ближнего путинского круга, а в чем-то нет. Это – близкая к “семье” группа Абарамовича-Березовского-Мамута, группа главы РАО ЕЭС и духовного наставника либеральных питерцев Анатолия Чубайса и группа “Альфа” по руководством Михаила Фридмана и Петра Авена.
Сделать из этого коктейля команду единомышленников вряд ли было возможно. Президент пошел по пути разведения различных группировок, выделения для каждой из них собственной сферы ответственности в соответствии с основными направлениями государственной деятельности – политика, экономика, безопасность. В результате создалось фактически три “правительства”.
Политика была поручена Администрации президента, где ключевые посты оказались в руках прежней ельцинской команды, выходцев из “Альфы” и спецслужб. Экономикой занялось собственно правительство, где сократилось влияние “семьи”, усилились позиции либералов и сохранили свои посты “крепкие хозяйственники” из предыдущих кабинетов. Вопросы безопасности стали курировать питерские чекисты через структуры Совета безопасности, статус которого явно возрос и куда были включены вновь назначенные представители президента в семи федеральных округах.
Внешне все остались довольными, но почва для противоречий была заложена.
Из Администрации президента уже начинает просачиваться информация о начавшихся конфликтах между “околосемейным” кругом и спецслужбами. Близкий к прежнему ельцинскому руководству Администрации олигарх Борис Березовский неожиданно для многих переходит в оппозицию политическим новациям Путина, в частности, полностью раскритиковав подготовленную под руководством Волошина реформу отношений между центром и регионами. Чубайс и руководители “Альфы” оказываются в первых рядах протестующих против ареста Владимира Гусинского, который вряд ли был возможен помимо воли кого-то из руководства Администрации.
Внутри правительства развернулась полемика вокруг либеральной экономической программы Германа Грефа, которая явно не пришлась по душе “твердым хозяйственникам”, затормозивших ее принятие. Настоящая битва с участием едва ли не всех группировок развернулась в связи с внесением правительством в лице премьера Михаила Касьянова, вице-премьера Валентины Матвиенко и Администрацией президента законопроекта о введении единого социального налога (с исключением налогов в Пенсионный фонд) и установлении его единой ставки на уровне 10%. При рассмотрении вопроса в Думе выяснилось, что законопроектом недовольны правительственные либералы, которые сочли, что он недостаточно снижает налоговую планку и не дает возможности минфину под руководством Кудрина контролировать деньги Пенсионного фонда, а около 230 млрд.руб. в год. В результате предложение правительственных либералов о снижении минимальной ставки до 2% и консолидации средств Пенсионного фонда в госбюджет было поддержано фракциями СПС, “Яблоко”, ОВР и коммунистов, на стороне которых выступил Путин, а премьер, Администрация и прокремлевская фракция “Единство” оказались в меньшинстве.
Функции управления экономикой правительство делит с Центральным банком. Но, похоже, у главы кабинета Касьянова и руководителя ЦБ Виктора Геращенко весьма разные, если не сказать – противоположные взгляды на макроэкономическую стратегию. Премьер выступал в последнее время за ослабление рубля, чтобы поддержать экспортеров, а Геращенко – за укрепление, чтобы легче было расплачиваться по внешним долгам.
Перечень разногласий в высших эшелонах можно было бы продолжить и дальше. Но и уже сказанного достаточно для вывода о нерешенности Путиным задачи консолидации федеральной исполнительной власти. Лебедь, рак и щука далеко нас не увезут.
В.Никонов