Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.
Взгляд
Январь 2022
© Sputnik / Павел Бедняков
Обратный отсчет или трудный разговор о главном ?
Переговоры, состоявшиеся с 10 по 13 января 2022 года в форматах Россия – США, Россия – НАТО, Россия – ОБСЕ, стали самым значимым разговором о системе европейской безопасности за последние 30 лет.
Их инициатором стала Россия, которая по образному выражению президента Владимира Путина, оказалась «прижатой к стене» перед угрозой прямых вызовов своей национальной безопасности ввиду продолжающегося уже 26 лет безостановочного расширения блока НАТО на восток.
Новое видение архитектуры европейской безопасности, изложенное в двух документах - проекте договора о гарантиях безопасности и соглашении о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов Организации Североатлантического договора, которые на Западе сочли ультиматумом, на самом деле является выражением (с требованием письменных гарантий) недовольства Россией отсутствием учета ее законных национальных интересов.
Смысл опубликованных Россией проектов договоров основан на требовании Москвы письменно подтвердить пакет гарантий безопасности России - то есть не принимать Украину в НАТО и не размещать стратегическое оружие в Европе. Такая постановка вопроса вызвала шок и ступор в руководящих кругах Запада, и там не знают, что делать: «Мы победили в холодной войне, откуда взялась эта уверенность у Путина?».
Не приведшие к положительному результату важнейшие переговоры на этой стадии были обречены. Вот заявления сторон по их итогам:
Заместитель госсекретаря США Венди Шерман и генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг высказались в том духе, что только НАТО решает, кого включать, а кого не включать в свой состав, подчеркнув: «Союзники по НАТО не могут идти на компромисс по абсолютно центральному принципу европейской безопасности и, на самом деле, международной безопасности. Тот факт, что каждая страна имеет право выбирать свой путь, сама решать, хочет она или нет принадлежать к альянсу, такому как НАТО, — это на самом деле центральный принцип».
При этом заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков, говоря о позиции России по вопросу расширения НАТО, отметил: «Эта известная формула Бухарестского саммита 2008 года, что Украина и Грузия станут членами НАТО, — это должно быть исключено, это должно быть заменено пониманием, что этого не произойдет никогда. Или в качестве альтернативы, если США возьмут на себя односторонние обязательства в юридически обязывающей форме, что они никогда не будут голосовать за вступление Украины и других стран в НАТО, мы готовы рассмотреть эту опцию».
Характерно, что Запад (Вашингтон и Брюссель) называют эти встречи диалогом, в то время как российская сторона трактует их как переговоры. Это, казалось бы, небольшая разница в терминологии отражает диаметрально противоположный подход сторон:
- для США и НАТО состоявшиеся встречи – всего лишь вынужденно необходимый и срочный диалог с российской стороной «для предотвращения вторжения России на Украину». С их точки зрения концентрация российских вооруженных сил на границах с Украиной – это и есть специфический кризис европейской безопасности, который нуждается в срочной деэскалации, ради чего они и согласились встретиться;
- резкость тона российских дипломатов, кажущийся ультимативным характер предложенных для рассмотрения Россией документов, говорят о том, что РФ полностью не согласна с этим отведенным ей местом, требуя письменных гарантий завершения похода НАТО на восток и неразмещения наступательных систем вооружения у своих границ. Для России смысл процесса — не украинский вопрос, а принципы европейской безопасности, пересмотр того, что было некогда принято, прежде всего — неограниченного права НАТО на распространение своего влияния.
Собственно, Россия с середины 90-х годов много раз выражала свое несогласие, недовольство и озабоченности, но в январе 2022 года впервые потребовала от Запада прямых юридических обязательств.
Российское требование - сначала достижение компромисса о стратегии, базисе взаимоотношений. Только после них, полагают в Москве, есть резон обсуждать прикладные аспекты, такие как Соглашение по не размещению ракет средней и малой дальности, ограничения по концентрации войск на границах, а также мер доверия при проведении военных учений, тренировочных полетов авиации и т.д. Как образно заметил главный российский переговорщик Сергей Рябков, требования России к США и НАТО, изложенные в двух документах – «это не ресторанное меню, и они должны быть приняты или отвергнуты целиком».
Сложившаяся к сегодняшнему дню ситуация носит двойственный характер. С одной стороны, Россия добилась проведения самих переговоров, серьезного рассмотрения ее требований, перебросив мяч в принятии решений на западную сторону.
После провала переговоров в Женеве и Брюсселе 10-13 января и расшифровывая ее замаскированную угрозу о «принятии мер военно-технического характера», коллективный Запад немедленно включил «режим паники» и забился в истерике по поводу «неминуемого вторжения» России на Украину.
Министры иностранных дел и обороны стран Запада, пресс-секретарь президента США и многочисленные эксперты стали выступать с заявлениями о «сроках нападения», рисовать графики и таблицы на картах с направлениями предполагаемых ударов российских военных группировок по «Незалежной».
В играх-симуляторах НАТО и на страницах западных СМИ к сегодняшнему дню детально прорабатывается аж 18 сценариев «вторжения» РФ на Украину. Они распадаются на три базовых сценария:
После однозначного заявления президента США Дж. Байдена о том, что США не будут воевать в Украине, в качестве основного средства сдерживания/ наказания предполагаемого агрессора стали изобретать все новые запредельные «санкции из ада».
Двойственность и нерешительность такой позиции коллективного Запада отчетливо проявилась в заявлениях президента США не пресс-конференции 19 января по итогам первого года пребывания во власти.
Основное тезисы таковы:
Российское понимание проблем собственной безопасности и защита национальных интересов перед угрозой беспрецедентного давления Запада носит более широкий общеевропейский характер.
Как заявил руководитель делегации России на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов: «Наступает момент истины, когда Запад либо принимает наши предложения, либо будут найдены иные способы обеспечения безопасности России. ... Времени для этого остается все меньше. Обратный отсчет пошел».
Проблема Украины в контексте противостояния РФ с коллективным Западом действительно носит принципиальный характер. Инициатором нынешнего обострении общей ситуации была отнюдь не Россия. После того, как весной 2021 года Россия впервые провела краткосрочное сосредоточение своих вооруженных сил на Западе страны, в том числе вдоль границ Украины, и несмотря на обнадеживающий результат очной встречи в июне 2021 года президентов США и России, приближение военной инфраструктуры НАТО к границам России через Украину не только не прекратилось, но усилилось.
Турция, вдохновленная успехами применения своих беспилотников в ходе второй Карабахской войны, начала осуществлять массовые поставки байрактаров Министерству обороны Украины. В июле 2021 года дополнительные беспилотники пополнили соединения украинского ВМФ, в сентябре МО Украины закупила еще 24 штуки, Турция и Украина заключили договор о намерениях о лицензионном производстве байрактаров. И, наконец, в октябре 2021 года украинские военные впервые применили беспилотник по целям в ДНР.
Через неделю после саммита Байден – Путин фрегат ВМФ Великобритании умышленно прошел через территориальные воды РФ в районе Крыма под упредительные залпы с российской стороны.
За день до этого инцидента Великобритания подписала с Украиной меморандум о совместном производстве ракетных катеров и вооружений для них на общую сумму 1,7 млрд фунтов стерлингов.
В августе 2021 года администрация США обеспечила доставку на Украину дополнительно к утвержденному на 2021 год бюджету военного оборудования на 60 млн долларов. В августе-сентябре 2021 года, в ходе визитов на Украину Госсекретаря и министра обороны США, были подписаны важные документы: «О параметрах стратегической обороны» и «Хартия о стратегическом партнерстве с Украиной» (Strategic Defense Framework, Charter on Strategic Partnership with Ukraine).
И даже сейчас, в условиях острого дипломатического клинча, угрожающего всей Европе, отдельные «друзья Украины» из стран НАТО продолжают подливать керосин в огонь: объявлено о поставках британских противотанковых ракет в Киев, уже находится на Украине и готовится выдвинуться на Донбасс команда канадских спецназовцев, а американские инструкторы начали массовое обучение украинцев методам партизанской войны. (Guardian 18.01; Global News. 18.01). В ходе визита Госсекретаря США Энтони Блинкина в Киев 18-19 января было подтверждено выделение Украине дополнительно «на укрепление безопасности $200 млн сверх $450 млн уже предоставленных администрацией Дж. Байдена.
Исходя из всего вышеизложенного, у России были все основания ультимативно потребовать от США и стран НАТО соблюдениях своих «красных линий» и сосредоточения войск на границах с Украиной. При этом в Кремле неоднократно заявляли об отсутствии всяких намерений о нападении на Украину.
Хайп, поднятый на Западе по поводу якобы «неминуемой» российской агрессии на Украину, практически воспроизводит канву знаменитого фильма «Плутовство или хвост виляет собакой». Там тоже, чтобы замять внутренний скандал и ради победы президента США на выборах, с помощью СМИ мистифицировали несуществующую войнушку США с Албанией. Сейчас в качестве такого сюжета пробуется «страшилка» о неминуемом нападении России на Украину.
Очевидно, что текущий кризис еще далеко не закончен. В следующем обзоре мы продолжим следить за развитием событий.
2024 год
Август
Стоит ли менять коней на переправе?
Июль
Итоги выборов в Великобритании: перевернутая страница или бег по кругу?
Июнь
Май
Апрель
Март
Трамп против Байдена (Необыкновенный матч, мультфильм 1955 года)
Февраль
Январь
2023 год
2022 год
Декабрь
С Новым годом российская экономика
Ноябрь
Октябрь
Европейский сад. Зима 2022-2023 близко.
Сентябрь
Королева умерла - надолго ли король?
Август
Июль
«А вы, друзья, как ни садитесь…»
Июнь
Май
Вячеслав Никонов: События вокруг Украины не достигли остроты Карибского кризиса
Март
Санкционный угар от Байдена: глобальные последствия
Февраль
Шахматная доска перевернута – обратный отсчет завершен
Январь
2021 год
2020 год
2019 год
Декабрь
О геологии, географии, мировой политике и немного об энергетической безопасности
Ноябрь
Острый эндшпиль в партии
«Северный поток – 2»
Октябрь
Сентябрь
Единый день голосования:
уже матрица или еще подумать?
Август
Двадцать лет Путина — взгляд из-за рубежа
Июль
Современный либерализм: «конец истории» превратился в кризис жанра
Июнь
Новое или еще не забытое старое
Май
Американские санкции:
история, инструментарий и последствия
Апрель
Украина: накануне решающего выбора
Март
Весна: на Украине политическая распутица
Февраль
«Северный поток – 2»: рубеж взят.
Берлин убедил Париж
Январь
2018 год
Декабрь
Игра с огнем или танец с сабельками
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
День выборов. Где тонко, там и рвется
Август
Июль
Реформы правительства – первый блин…
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль