Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.

Взгляд

Февраль 2019

Фото: Allseas stock photo

«Северный поток – 2»: рубеж взят.
Берлин убедил Париж

8 февраля 2019 года в драматической истории строительства магистрального газопровода «Северный поток – 2», возможно, была пройдена точка невозврата в попытках его противников остановить осуществление проекта.

В этот день при почти полном единодушии (послы 27 стран ЕС из 28) одобрили предложенный Германией и Францией проект новой редакции Газовой директивы ЕС. Она предоставляет Германии, где находится конечный пункт получения сырья, право на интерпретацию распространения на «Северный поток – 2» правил т. н. Третьего энергетического пакета Евросоюза*. Причем теперь регулированию подлежат лишь последние 12 миль газопровода, выходящих на немецкое побережье.

Первоначальная редакция газовой директивы распространяла юрисдикцию ЕС на всю морскую часть проекта. Это значило бы, что «Газпром» не имеет возможности управлять газопроводом и может загружать газом только половину объема, что заметно ударило бы по рентабельности проекта и снизило интерес к нему европейских партнеров. Берлин же всегда заявлял о необходимости стопроцентной загрузки мощностей «Северного потока – 2».

 К началу февраля 2019 года, с момента старта в сентябре 2018 года, фактически уже уложена половина трубопровода (600 км из 1200 км общей протяженности от Усть-Луги до Грайфсвальда).

«Газпром» и Германия говорят об экономическом — крайне выгодном для Европы — значении «СП-2». В 2018 году «Газпром» довел свой зарубежный экспорт до 200 млрд кубических метров. Однако потребности в экспорте газа в Европе растут еще более быстрыми темпами ввиду скорого истощения запасов газа в Северном море и «исторической» победе «зеленых», добившихся от Еврокомиссии постановки экологической цели — сокращении выбросов диоксида углерода на 40 % к 2030 году. «Судьбоносные» решения правительства ФРГ о закрытии сначала атомной промышленности, а затем (в 2018 году) и о прекращении деятельности угольной генерации Германии к 2038 году делают неизбежным массовую постройку газовых ТЭС и ТЭЦ. Первоначальная ставка на альтернативную энергетику, как конкурента газовой генерации, оказалась несостоятельной в среднесрочной перспективе.

Ирония истории в том, что немецкая партия «зеленых» — единственная противница «Северного потока – 2» среди всех партий ФРГ, своими усилиями сделала «Газпрому» поистине «царский» подарок.

Поддерживая настрой «зеленых товарищей», официальная экологическая заявка «Северного потока – 2» утверждает, что переход на газ и сокращение европейской угольной генерации (в первую очередь польской), должны уменьшить выбросы углекислого газа в Евросоюзе на 14 %.

Конечно, в истории с «Северным потоком» невозможно все свести к экономике, проблемам энергетики и экологии. Здесь в тугой узел оказались намертво сплетены не только «шкурные» экономические интересы отдельных стран, расколовшие Европу, но и глобальные геополитические расчеты на долгосрочную перспективу.

Почти единогласное голосование за отредактированную Газовую директиву 8 февраля значительно изменило прежнюю картину противоборствующих вокруг проекта сил.

Достаточно бросить беглый взгляд на то, какими были составы стран-сторонников и их бизнес-структур — лоббистов проекта: Германия (E.ON, BASF, Wintershall, Uniper); Нидерланды и Великобритания (Shell, Wasco Coatings Europe BV); Австрия (OMV); Франция (Engie); Чехия (NET4Gas); Финляндия (Fortum, Wasco); Швейцария (Allseas AG); Мальта (Pioneering Spirit); Словакия (условный сторонник с точки зрения переговоров Eurostream с Газпромом); Норвегия (Kvaerner). Нейтральную позицию занимали Италия и Испания.

А вот список остающихся, несмотря на голосование, ярых противников: Польша, Латвия, Литва, Румыния, Украина (не имеет голоса в Совете ЕС) и CША.

Позиция колеблющихся Дании и Венгрии, так же как и руководства самой бюрократической машины Еврокомиссии, их «твердость» и публично заявляемое желание «остановить «Северный поток – 2» во многом являлись игрой на публику и демонстрацией лояльности США и партнеру Украине.

Куда более весомы мотивы таких сторонников проекта, как Германия, которая избавляется от стран-транзитеров и усиливает свое стратегическое значение в Европе, или Австрия, превращаемая в центральный газовый хаб Западной Европы.

Естественно, США категорически возражают из-за того, что проект якобы «делает Европу зависимой от российской энергетики, ограничивает ее свободу действий и возможность оказания противодействия России». На деле Штаты лоббируют поставки в Европу сжиженного американского газа, который на 30 % дороже российского.

Украина по завершении проекта СП-2 лишается платы за транзит российского газа или 10 % своих валютных доходов, прекращает пользоваться схемой т. н. «виртуального» реверса (Украина реально получала газ от «Газпрома» без фактической прокачки этих объемов, так как значительная часть поставок шла из невыбранных европейскими потребителями квот). Отсутствие транзитной маржи обрушивает всю коррупционную конструкцию украинской социальной политики. Доходы от «трубы» все эти годы шли не на поддержание и ремонт газовой инфраструктуры, а на компенсацию дефицита государственного бюджета Украины (реально на компенсацию тарифов электро- и теплоснабжения для все более беднеющего населения). Даже если транзит через Украину, как заверяют Россия и Германия, сохранится в уменьшенных объемах и после 2020 года, геополитический вес страны как главного транзитера энергии в Европу значительно уменьшится со всеми вытекающими отсюда последствиями.

А пока до ноября 2019 года (срок окончания строительства первой ветки «Северного потока – 2») нас ждут новые острые повороты сюжета этого геополитического сериала.

*Основная юридическая цель Третьего энергопакета — не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения (газопроводами, нефтепроводами, ЛЭП). Если монополист владеет такими сетями, то он должен предоставить 50 % их емкости конкурентам или не пользоваться ей, или продать данные сети независимым операторам.

Россия 101000,

г. Москва,

Б. Златоустинский пер,

дом. 8/7

Тел.: +7 495 624-2280

Факс: +7 495 624-1081

E-mail: info@polity.ru

www.polity.ru