Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.

Взгляд

Февраль 2020

Фото: Kremlin.ru

Смена курса

15 января 2020 года, сразу после выступления президента Владимира Путина с Посланием Федеральному Собранию, в полном составе ушло в отставку правительство Дмитрия Медведева.

Уход этого правительства частично был связан с предложенными президентом конституционными изменениями. Речь идет о более равномерном распределении ответственности и полномочий между ветвями власти, а также введении в политическую систему страны новых, конституционно закрепленных центров власти действующего президента после окончания его полномочий в 2024 году.

Главной причиной преждевременного ухода кабинета Медведева через полтора года после назначения являются слабые результаты выполнения программы президента по 12 национальным проектам.

Запустив в 2018 году масштабные и чувствительные для населения меры аккумулирования средств под выполнение национальных проектов (путем повышения НДС и пенсионной реформы), правительство Дмитрия Медведева так и не смогло затем разогнать маховик российской экономики огромными бюджетными вливаниями. Весь 2019 год правительство провело в спорах, как потратить собранные за счет повышения НДС 660 млрд рублей, так же как и 1 трлн рублей излишков из Фонда национального благосостояния. По итогам 2019 года правительство не успело истратить 1,1 трлн рублей ($17,7 млрд), или 5,8 % всего бюджета, имея при этом его профицит в 1,8 % от ВВП.

Открывая новый, 2019 год, президент Путин сказал: «…главное, шаг за шагом добиваться повышения благосостояния и качества жизни, чтобы все граждане России, каждый из нас уже в наступающем году почувствовал перемены к лучшему». К концу 2019 года стало ясно, что перемен россияне вновь не дождались.

К началу 2020 года российский ВВП повысился на анемичные 1,3 %, реальные располагаемые доходы населения увеличились на мизерные 0,8 %, одновременно выросло число людей с доходом ниже 10 тысяч рублей. Потребление не стало локомотивом роста экономики, страна попала в «ловушку слабого спроса». Ухудшились демографические показатели, повысилась смертность.

Таким образом, за четыре года до т. н. «властного трансфера» 2024 года власти не смогли приблизиться к выполнению задач национальных проектов.

Через неделю после отставки правительства президентом был оперативно сформирован и утвержден новый состав правительства под руководством бывшего главы Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина. В руководстве и персональном составе нового правительства произошли значительные изменения: оно стало менее политизированным, более «молодым» и технократичным.

Вместо команды финансистов, сторонников налогового консерватизма во главе с бывшим первым вице-премьером и министром финансов Антоном Силуановым, которые, «наступая на горло собственной песне», должны были стимулировать промышленный рост и ликвидировать «бездонные черные дыры» в экономике и социальной сфере, на первые роли выдвинулись приверженцы «государственного дирижизма». Новый первый вице-премьер Андрей Белоусов — убежденный сторонник высоких государственных расходов и главный идеолог национальных проектов как механизма запуска роста российской экономики.

Главная задача кабинета Мишустина — реальное выполнение национальных проектов, достижение ощутимого населением повышения жизненного уровня, роста потребления и экономики в целом, повышение политического рейтинга власти перед началом нового общенационального избирательного цикла в 2021 году.

В ближайшей перспективе первичный импульс экономике должны дать расходы в рамках социального пакета Послания президента (цена всего пакета — 4,13 трлн рублей, или $66,7 млрд.) дополнительно к 25,7 трлн рублей, зарезервированных на национальные проекты. Это позволит увеличить частное потребление в 2020 году на 185 млрд рублей.

Другая составляющая плана — увеличение темпов роста объемов инвестиций на оборудование и продукцию в рамках нацпроектов до 5 % для создания дополнительного спроса в промышленности уже в текущем году до 500 млрд рублей. Подспорьем правительству также будет служить постепенное снижение базовой банковской ставки (7 февраля она уже снижена до 6 %).

В процессе обсуждения других механизмов оживления экономики в правительстве возобновилась дискуссия о резком снижении страховых взносов с Фонда оплаты труда с 30 до 25 %, что существенно может снизить нагрузки на бизнес.

Однако правительство Михаила Мишустина существует не в космосе, а в обстановке быстро меняющихся глобальных рисков, таких как начавшаяся мировая эпидемия китайского коронавируса, которая, несомненно, окажет негативное влияние на мировую и российскую экономику.

Россия 101000,

г. Москва,

Б. Златоустинский пер,

дом. 8/7

Тел.: +7 495 624-2280

Факс: +7 495 624-1081

E-mail: info@polity.ru

www.polity.ru