Основан в 1993 г. в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых
для содействия решению актуальных вопросов в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества
и правового государства.
Публикации / 2000 / 06 / 03
Дьявол в деталях
В среду Государственная Дума на ура приняла в первом чтении все три путинских законопроекта об укреплении федеральной вертикали. Напомню, первый полностью обновляет Совет Федерации, меняя там губернаторов и спикеров региональных дум на их представителей. Второй – позволяет президенту отстранять глав администраций субъектов Федерации и распускать там законодательные собрания. Третий – предоставляет губернаторам те же права в отношении руководителей органов местного самоуправления.
Внешне – картина благостная. Губернаторы почти хором говорят о горячей поддержке и одобрении мудрых инициатив президента. Дума голосует, как надо. Означает ли это, что Путин уже одержал безоговорочную победу? Не факт. Конечно, законы рано или поздно будут приняты. Однако, похоже, не совсем в том виде, как планирует Кремль. Уже при втором чтении народные избранники углубятся в детали, начнут вносить поправки. А дьявол, как известно, обычно в деталях и кроется.
Специфика переживаемого момента заключается в том, что сейчас разрыв между сферой публичной политики (то, о чем говорят) и политикой настоящей велик, как никогда за последние годы. Мало кто хочет вступать в открытый конфликт с только что избранным популярным и сильным президентом, но это не отменяет существования у других властных институтов собственных интересов, которые могут и не совпадать с интересами Путина.
Интерес Государственной Думы как целого заключается в том, чтобы не дать исполнительной власти обрести все полномочия и тем самым лишить сам парламент смысла существования; подтянуть властное одеяло на себя за счет ослабления прерогатив верхней палаты и губернаторов, не допустив при этом слишком большой их зависимости от Кремля, коль скоро почти у каждой думской фракции существует собственный пул “дружественных” глав региональных администраций. В исчезновении государственных структур, которые хотя бы теоретически могли противостоять президентской власти, не заинтересованы и представители олигархических интересов в Думе, поскольку их не прельщает идея в какой-то момент оказаться без союзников, один на один с Кремлем, если тот затеет выстраивать олигархов по струнке. Отсюда, кстати, столь болезненная реакция на инициативы Путина со стороны Бориса Березовского.
В результате Дума повела себя и будет себя вести весьма логично с точки зрения собственных интересов. Не случайно, что наибольшее количество голосов набрал первый законопроект, ослабляющий Совет Федерации, который в нынешнем составе выступает серьезным конкурентом не только президентской власти, но и Думы. В этом вопросе депутаты заявили о готовности пойти даже дальше Путина. Звучали предложения разных фракций о том, что раз новая верхняя палата будет столь непредставительной и слабой по составу, то у нее необходимо отнять решение значимых вопросов: объявление войны и мира, назначение генпрокурора и т.д. А такие парламентские антиподы как Евгений Примаков и Владимир Жириновский вообще усомнились в необходимости существования второй палаты. В скобках замечу, что в федеративном государстве такой вопрос вообще не должен возникать. Федеральное Собрание – не только законодательный, но и представительный орган, а в федерациях по определению в парламенте необходимо представительство не только от населения (что дает абсолютное преимущество густонаселенным урбанизированным центрам), но и равноценно всем регионам. Во всех федерациях парламенты двухпалатные.
Популярной в Госдуме оказалась и вполне правильная идея формирования Совета Федерации через прямые выборы, а не путем делегирования туда представителей региональной исполнительной и законодательной властей. Но в целом все предлагаемые серьезные поправки к первому законопроекту требуют изменения Конституции, а потому в ближайшей перспективе не реализуемы. А потому он пройдет Думу с косметической правкой.
Сложнее будет со снятием губернаторов и роспуском законодательных собраний. Почти уверен, что предложение Путина о временном отстранении губернатора от должности в связи с возбуждением против него уголовного дела (“вариант Скуратова”) Дума не примет – слишком много неограниченных полномочий президента ей ни к чему. Процедуру увольнения губернаторов депутаты постараются максимально усложнить. Имеют шанс поправки, выводящие решение этого вопроса на уровень не только президента, но и Верховного Суда, и самой Думы, что даст ей возможность напрямую воздействовать на губернаторский корпус. Не исключено и сохранение за губернаторами неприкосновенности, о чем сильно беспокоятся коммунисты, озабоченные судьбой своих ставленников в “красном поясе”. И уж конечно депутаты не преминут зафиксировать свою роль в роспуске региональных законодательных собраний. Так что второй законопроект на выходе из Госдумы Путин может и не узнать.
Похожим образом способна сложиться и судьба третьего закона. Думцы сделают длительной и тяжелой процедуру отстранения от должности глав местного самоуправления, и здесь главной движущей силой выступят либеральные фракции, заинтересованные в сохранении демократических принципов организации власти на местах.
Но самое любопытное начнется тогда, когда законопроекты поступят из Думы на утверждение Совета Федерации, собственные интересы которого сильно расходятся с представлениями президента и Госдумы. Губернаторы и региональные спикеры хотели бы сохранить не только неприкосновенность, но и федеральный статус, равно как и максимальный объем прерогатив в качестве местных суверенов. Законопроект №3 их устраивает даже больше, чем президента или думцев, но остальные два – нет. Поэтому их рассмотрение Совет Федерации наверняка будет как минимум затягивать. Возможности для этого есть. Дума в лучшем случае определится с законами в третьем чтении только к 7 июля. А там каникулы, и осень не за горами.
Закон о порядке формирования Совета Федерации сенаторы постараются по крайней мере изменить таким образом, чтобы продлить там срок своего пребывания (до следующего переизбрания или что-то в этом роде). Процедуру собственного отстранения от должности они попробуют осложнить еще больше, чем это сделает Дума. Или вообще захотят проголосовать только за третий закон.
Как раз в тот момент, когда законопроект окажется в Совете Федерации, мы и сможем убедиться, насколько Кремль способен дисциплинировать губернаторов. И насколько назначенные Путиным семь представителей в федеральных округах способны не только инспектировать и координировать, но и заставлять. В данном случае – голосовать так, как надо президенту.
В.Никонов