Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.

Взгляд

Апрель 2025

Мальбрук в поход собрался. Продолжение следует?

Продолжая тему европейской партии войны, следует отметить,
что ее «титанические усилия» в марте - апреле 2025 года в практическом плане пока привели к плачевному результату.

17 апреля парижское издание Монд опубликовала статью с характерным названием «Прекращение огня на Украине: почему переговоры западных союзников буксуют».

«Почти через два месяца после того, как Дональд Трамп официально инициировал мирные переговоры между РФ и США относительно будущего Украины, ряд саммитов и встреч с участием западных союзников Киева все больше напоминает длинный, бесконечный тоннель», - отмечают в статье1.

Одним из примеров таких противоречий является вопрос отправки в Украину после прекращения огня воинского контингента так называемой «коалиции желающих» (см. предыдущую статью).

Непрерывная череда еженедельных саммитов и совещаний начальников генеральных штабов, участников «коалиции желающих», прошедших 20, 27, 31 марта и 9-11 апреля в Лондоне, Париже, Киеве и Брюсселе, наглядно продемонстрировала как сдуваются амбициозные планы.

На последнем совещании (9-11 апреля в Брюсселе) выяснилось, что реально в проекте по отправке войск на Украину после возможного перемирия лишь Франция, Великобритания, Литва, Латвия и Эстония из 60 участников коалиции, которую правильнее было бы назвать «коалицией сомневающихся», согласились принять участие в операции.

Как выяснилось у «европейского оркестра желающих» нет единого понимания ни по формату военной миссии, ни по ее целям и срокам, а также источникам финансирования.

По итогам указанного совещания в Брюсселе Верховный комиссар ЕС по внешней политике Кая Каллас 11 апреля сообщила журналистам, что страны - участники все еще обсуждают цель военной миссии: должны ли это быть силы сдерживания, мониторинга или миротворческие силы2.

От ответа на этот ключевой и пока нерешенный вопрос зависят мандат и структура группировки войск, их численность, характер вооружения, сроки пребывания на земле Украины.

Войска коалиции могут быть развернуты только после вступления в силу мирного соглашения.  Предполагается, что украинская армия будет служить основной линией сдерживания на нынешней линии боевого соприкосновения, а европейские войска будут обеспечивать безопасность критически важных объектов национальной инфраструктуры, крупных портов и городов, расположенных вдали от линии фронта.

Франция более благосклонно относится к наземной операции, так как присутствие ее военных в Румынии с 2022 года (около 1000 солдат) с развернутой логистической сетью, упрощает реализацию этого варианта. Британцы, со своей стороны, предпочитают менее прямой подход, сочетая воздушные и морские средства, поскольку их сухопутная армия имеет ограниченные ресурсы.

И если раньше речь шла о том, чтобы отправить в Украину в составе сил сдерживания 30 тысяч солдат, то теперь в Париже и Лондоне говорят о 10 тысячах. При этом британский премьер Кит Стармер практически не упоминает о наземной миссии, концентрируясь на воздушной и морской поддержке — размещении авиации в Румынии и патрулировании Черного моря. В Лондоне, как и в других столицах, отправка наземных войск — за исключением сил специального назначения — также считается политически рискованным шагом3.

К этим разногласиям добавляются сомнения относительно бюджетных последствий таких мер. Согласно подсчетам, сделанным в Париже, размещение наземных войск может потребовать до 2 или 3 миллиардов евро, а в дальнейшем — ежегодных расходов, примерно равных расходам на операцию «Бархан» в Сахеле (2014–2022 годы), то есть около 1 миллиарда евро в год4.

Для многих союзников по «коалиции желающих» возможность финансирования таких «гарантий безопасности» для Украины в значительной степени приостановлена из-за угрозы вывода американских войск из Европы.

Также европейцы не могут договориться о вооружении послевоенной Украины.

Решения правительств европейских стран по отправке своих подразделений в Украину сдерживает неподготовленность их воинских подразделений к участию в подобных операциях. Сказывается и беспокойство возможной реакцией общества на потенциальную угрозу гибели солдат.  Среди большинства участников коалиции существуют весомые опасения спровоцировать Россию, демонстрирующую свое несогласие с европейской инициативой5.

Но самое главное препятствие — страх перед рисками, связанными с твердым нежеланием США гарантировать поддержку «европейских сил сдерживания» с помощью своего разведывательного воздушно - космического «зонтика» и американских ВВС6.

Обсуждение темы по отправке войск — это лишь верхушка айсберга в гораздо более сложных переговорах о «милитаризации» Украины, что все чаще открыто признают многие европейские источники. Речь идет о том, чтобы после войны Киев оставался надежной защитой «европейского сада» от «агрессии России».

Подобная способность Украины в значительной степени зависит от обсуждений по перевооружению Европы, которые Еврокомиссия начала 4 марта с амбициозной целью привлечь инвестиции в объеме от 150 до 800 миллиардов евро.

Однако в ЕС пока нет консенсуса ни по источникам финансирования этого перевооружения (кредиты, замороженные российские активы или частные средства), ни по распределению потенциальных поступлений (общие закупки вооружений, европейское или американское оборудование и т.д.)7.

По данным Financial Times, европейские чиновники полагают, что европейским странам «потребуется примерно от пяти до десяти лет», чтобы за счет запланированного увеличения расходов на оборону «поднять европейский потенциал до уровня, при котором он сможет заменить большинство компетенций США», за исключением средств ядерного сдерживания. Однако такие амбиции рискуют остаться только оптимистичными иллюзиями8.

В апреле 2025 ведущие европейские военные аналитики  Андреа Джилли (старший советник министра обороны Италии), Мауро Джилли и Николло Петрелли, работавшие в военных структурах НАТО опубликовали в американском военном издании War on the Rocks статью под характерным названием «Перевооружение Европы: вызовы и ограничения»9.

Произведя аудит европейского ВПК, эти эксперты указали на 3 труднопреодолимые темы в процессе перевооружения Европы.

1. Главная из них - отсутствие у европейских стран собственной современной военной архитектуры дальнего обнаружения/ военно-воздушного и космического разведывательного контура10.

Более того, европейские страны НАТО полностью полагаются на важнейшие американские военные платформы, такие как самолеты противолодочной обороны, самолеты-заправщики, высотные беспилотные летательные аппараты длительного действия, высотные системы противовоздушной обороны большой дальности и системы залпового огня11.

Кроме того, европейские страны в разной степени зависят от Соединенных Штатов в отношении многих различных типов высокоточных боеприпасов. Замена такой сильной зависимости от американских активов, запасов и технологий потребует длительного времени и будет сложной в промышленном и финансовом отношении12.

2. Эксперты также предупредили, что наращивание производства систем вооружения и боеприпасов, которые в настоящее время производят европейские страны, также будет непростой задачей.

Как показал конфликт в Украине, увеличить производства за короткое время невозможно. В коммерческом секторе есть множество примеров узких мест, которые угрожают глобальным цепочкам поставок. Строительство новых производственных предприятий или переоборудование существующих (например, в автомобильном секторе) потребует усилий, ресурсов и времени, поскольку компаниям потребуется обучать или переподготовлять рабочих, административный персонал и менеджеров; внедрять отраслевые процедуры в соответствии с государственными нормативными актами (например, правила обращения со взрывчатыми веществами и опасные материалы, для ограничения доступа лиц, имеющих допуск к секретной информации13.

3.  И, наконец, в дополнение к этим проблемам европейским странам потребуется набрать высококвалифицированный военный персонал для решения вопросов боеготовности и реагирования на новые угрозы.

Многие европейские страны переживают демографический спад.  В частности, наблюдается сокращение числа лиц студенческого возраста, что сокращает число потенциальных новобранцев. Из-за дальнейшего сокращения этого контингента значительная часть молодых людей не соответствует требованиям, предъявляемым к военной службе14.

Идея защиты нации не пользуется большой поддержкой среди молодого поколения. «Попытки вновь ввести воинскую повинность особенно в таких крупных странах, как Великобритания, Франция, Германия, Италия и Испания чреваты крупнейшими политическими последствиями из-за социальных конфликтов, межэтнической напряженности и идеологической оппозиции военным»15.

Таким образом, к середине апреля 2025 года Европа оказалась в ситуации стратегического паралича и кризиса лидерства. Стремление автономизировать свою безопасность и укрепить оборону без США сталкиваются с рядом структурных, экономических, технологических и кадровых препятствий. Без серьезной внутренней консолидации, огромных финансовых вливаний, технологического прорыва и изменения общественного отношения к военной службе европейские амбиции в области обороны рискуют остаться лишь декларациями.

 

  1. https://www.lemonde.fr/en/international/article/2025/04/17/ceasefire-in-ukraine-why-western-allies-talks-are-stalling_6740333_4.html
  2. https://www.eeas.europa.eu/eeas/nato-remarks-high-representative-vice-president-kaja-kallas-%C2%A0nato-meeting-ukraine-defence-contact_en?s=253
  3. https://www.bloomberg.com/news/articles/2025-04-09/elusive-us-guarantees-hamper-ukraine-coalition-of-willing
  4. https://www.lemonde.fr/en/international/article/2025/04/17/ceasefire-in-ukraine-why-western-allies-talks-are-stalling_6740333_4.html
  5. Там же
  6. Там же
  7. https://www.lemonde.fr/en/international/article/2025/04/17/ceasefire-in-ukraine-why-western-allies-talks-are-stalling_6740333_4.html
  8. https://www.ft.com/content/939b695c-7df8-412d-a430-df988c98f2c
  9. https://warontherocks.com/2025/04/rearming-europe-challenges-and-constraints-2/
  10. https://www.csis.org/analysis/europes-missing-piece-case-air-domain-enablers
  11. https://static.rusi.org/airborne-electronic-warfare-in-nato_0.pdf
  12. https://www.iiss.org/publications/strategic-dossiers/building-defence-capacity-in-europe-an-assessment/?fbclid=IwY2xjawJUbf5leHRuA2FlbQIxMAABHR_73d02CZGd3AtAySEmD7YUhO3yKsMbMqmqFbSO8u7KMwrEy7vqWWMIHg_aem_UvA3XwAORrB2ufgcoHn5tA
  13. https://www.iiss.org/research-paper/2025/03/critical-raw-materials-and-european-defence/
  14. https://www.nzz.ch/english/europes-militaries-struggle-to-attract-the-next-generation-ld.1878300?mktcid=smsh&mktcval=LinkedIn
  15. https://direct.mit.edu/books/edited-volume/4376/Service-to-CountryPersonnel-Policy-and-the

Россия 101000,

г. Москва,

Б. Златоустинский пер,

дом. 8/7

Тел.: +7 495 624-2280

Факс: +7 495 624-1081

E-mail: info@polity.ru

www.polity.ru