Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.

Взгляд

Май 2019

 Фото: Новости/Максим Блинов

Американские санкции:
история, инструментарий и последствия

Предпринятые Соединенными Штатами в мае шаги по введению всеобъемлющих экономических санкций против Ирана (с целью полного прекращения экспорта энергоносителей и продукции металлургии), а также возобновленная президентом Дональдом Трампом тарифная война против КНР вновь привлекли всеобщее внимание к феномену американских санкций.

 

1. История

Использование механизма санкций началось одновременно с образованием США как независимого государства (Акт об эмбарго против Англии 1807 года).

После Первой мировой войны правительства разных стран стали использовать экономические санкции систематически как инструмент достижения целей на мировой арене. После Второй мировой войны процесс ускорился. С 1962 года (Карибский кризис, блокада Кубы) инструментарий международных санкций расширился, приобрел комплексный характер и конечную цель — смена неугодных политических режимов.

В XXI веке применение санкций стало расти в геометрической прогрессии. США после победы в холодной войне задавали тон. Уже в 90-е годы ХХ века, в период президентства Билла Клинтона, американские санкции затрагивали 40 % населения планеты, или 2,3 млрд человек в разных странах.

Сейчас США продолжают действовать в том же ключе. В настоящее время объявлены 7967 американских санкций (более 2 тыс. из них введены администрацией Трампа, им же установлен «мировой рекорд» — 700 санкций против Ирана были введены/восстановлены в один день после выхода США из многосторонней ядерной сделки с Ираном).

 

2. Почему санкции — излюбленное орудие мирового гегемона?

Субъектами санкций США являются отдельные лица, компании, правительства и их организации. Американцы изобрели более иезуитский метод т. н. «вторичных» санкций, когда воздействию подвергается не сам субъект, а кредитующий его банк, подрядчик или партнер.

Основная причина использования/оправдания: санкции значительно эффективнее, «больнее» в качестве орудия воздействия на субъект, чем дипломатические рычаги, PR или вербальные нападки. Они якобы обладают меньшими негативными последствиями, чем военные действия или прямое вмешательство через спецслужбы по смене неугодного гегемону режима.

В основе использования санкций в качестве инструмента геополитической борьбы — доминирующая роль США в глобальной экономике, мировой финансовой системе и торговле, продолжающемся господстве доллара в качестве резервной валюты при расчетах, а также в привлекательности огромного внутреннего рынка США для мировых экспортеров.

Как показывает исторический опыт, вся апология американских санкций чаще всего надумана.

  • Они не являются «гуманной» альтернативой военным операциям. Так 13 лет санкций против Ирака времен Саддама Хусейна стали лишь прелюдией к настоящей войне 2003 года. Нынешняя кампания против Ирана проходит по тому же алгоритму.
  • Еще более циничен аргумент: «если санкции вредят противнику, значит они работают». Судьба десятков тысяч иракцев, иранцев, зимбабвийцев и др., умерших от голода и отсутствия необходимых лекарств, заставляет усомниться в таком «критерии эффективности».
  • Так называемые «умные, целевые» ограничения на практике приводят к коллективному наказанию самых уязвимых слоев населения, а не правящих режимов. Например, санкции США против Ирана только в 2018 году привели к снижению ВВП страны на 4 % и росту инфляции до 52 % в год.
  • С помощью санкций удалось добиться «смены режима» только в ЮАР и Зимбабве, и то потому, что меры были международными. История Кубы, КНДР, Мьянмы, Катара, как и многолетний «железный занавес» против СССР, говорят о тщетности любых усилий таким способом «изменить поведение» государств.

 

3. Последствия

Происходит постепенная деформация санкций как результативного средства демонстрации мировой гегемонии США.

При президенте Дональде Трампе Америка отошла от скоординированных с мировым сообществом или даже с союзниками точечных, лимитированных по времени усилий по принуждению субъекта санкций к изменению позиций (с возможностью снятия в случае повиновения). Сейчас в ходу беспорядочные «ковровые» удары США не только по своим противникам, но и по ближайшим союзникам. Это акты выражения недовольства США тем или иным государством по любому поводу. Турцию покарали за арест американского пастора. Германию угрожают наказать за поддержку «Северного потока — 2». Продолжая торговлю с Ираном, страны ЕС, Индия, Япония и Южная Корея могут оказаться под воздействием «вторичных» санкций и т. д.

Как образно выразился 11 мая комментатор телеканала CNN, «…чтобы получить желаемый для босса результат, ястребы американской администрации: госсекретарь Майкл Помпео и помощник по нацбезопасности Джон Болтон — становятся подручными президента Трампа в оказании максимального давления на союзников и врагов».

Острейшее противостояние между основными партиями США ведет к умножению санкций по инициативе не только Администрации президента, но и Конгресса США. Они становятся инструментом внутриполитического сведения счетов, механизмом перехвата повестки и полномочий между ветвями власти.

Результат — нарастающая изоляция гегемона, деградация его дипломатической машины.

В среднесрочной перспективе для Америки возникает угроза ослабления доллара как резервной валюты, создание коалиций «пострадавших от санкций» — замкнутых финансовых экосистем, неподконтрольных США.

Россия 101000,

г. Москва,

Б. Златоустинский пер,

дом. 8/7

Тел.: +7 495 624-2280

Факс: +7 495 624-1081

E-mail: info@polity.ru

www.polity.ru