Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.
Взгляд
Июнь 2019
Фото: © Sputnik / Алексей Дружинин
Новое или еще не забытое старое
Неслучайное временное совпадение государственных визитов Председателя КНР Си Цзинпина в Россию и президента США Дональда Трампа в Европу с последовавшим празднованием лидерами Запада 75-летия высадки союзников в Нормандии 6 июня 1944 года
(при демонстративном отсутствии на торжествах президента России Владимира Путина) привлекло внимание всего мира. В какой-то степени эти события фиксируют определенную точку бифуркации
на проходящем на наших глазах сломе устоявшегося мирового порядка и неясных пока очертаниях новой геополитической конфигурации.
Вполне закономерны и прозвучавшие сравнения кризиса глобального миропорядка — ХХI с соперничеством Мирового острова Хартленда с морским англосаксонским колоссом (США, Великобритания, Австралия), о котором в начале ХХ века писали основоположники геополитики как науки, британский географ Хэлфорд Маккиндер и американский военно-морской теоретик, адмирал Альфред Мэхэн .
На фоне сближения России и КНР об этих пророчествах все чаще вспоминали мировые СМИ. По мнению агентства Bloomberg, США и их союзники должны помнить, что Москва и Пекин уже представляют опасность сами по себе, а в случае объединения превратятся в глобальную угрозу. Сближение России и Китая может стать важнейшей геополитической тенденцией ХХI века.
Происходящий на наших глазах новый виток сближения логичен: РФ и КНР имеют общую 2000-километровую границу, антипатию к западному доминированию в глобальной геополитической системе и резкое ухудшение отношений с мировым гегемоном, который загоняет обе великие державы Евразии в один угол. Причем, если для России за последние 5 лет после Крыма отторжение от Запада стало привычной нормой, то Китай в 2018–2019 гг. столкнулся с неожиданным феноменом, который сами китайцы называют «новой ситуацией». Еще совсем недавно Китай встречали на Западе с распростертыми объятиями как самый успешный пример мировой либеральной глобализации, как желанного партнера. И вдруг в одночасье Поднебесная стала величайшей угрозой, против которой США развязана полномасштабная торговая, тарифная и технологическая война.
Надо отдать должное президенту Трампу, воплощающему в жизнь свой лозунг «Сделаем Америку снова великой». Разрывая международные соглашения, вводя пошлины и создавая атмосферу нестабильности, Соединенные Штаты напоминают и соперникам, и союзникам, что под контролем Америки находится более 50 % межгосударственных ресурсов для реализации бизнес-проектов, а около 88 % всех валютных сделок в мире осуществляется в долларах. Соединенные Штаты используют как оружие не только торговлю и свое финансовое доминирование, но и трансграничное навязывание всему миру своей юрисдикции. Только за последние два года санкции и тарифные ограничения вводились не только против объявленных откровенными врагами США КНДР, Ирана, Венесуэлы и Сирии, а также крупнейших геополитических соперников — России и Китая, но и в отношении ближайших союзников: стран ЕС, Мексики, Канады, Австралии, Японии и Республики Корея. Широкий спектр торговых ограничений США распространился от привычных финансово-валютных инструментов и тарифов на традиционные товары (энергоносители, металлы, сельскохозяйственный экспорт) в сферу высоких технологий.
В США принят закон о запрещении сделок с «иностранными соперниками», связанный с покупкой и продажей полупроводников и программного обеспечения. Еще один закон об иностранных инвестициях в Кремниевую долину подразумевает создание «черного списка» фирм, который отключает их от системы долларовых платежей. В мае президент Трамп объявил чрезвычайное положение в сфере технологий и использовал его как предлог для фактического вытеснения с мирового рынка флагмана китайской телекоммуникационной отрасли — компании Huawei. Как подчеркивает американский журнал «Национальный интерес», «Америка прибегает к новой тактике хладнокровного балансирования на краю войны и к новым видам оружия, пользуясь своим положением нервного центра мировой экономики и не давая потокам товаров, идей, информации и денег свободно проходить через границы. В ком-то этот образ сверхдержавы XXI века вызывает энтузиазм. Но такое поведение может спровоцировать кризис, ведь оно ставит под сомнение самый ценный актив Америки — ее легитимность».
Говоря словами президента России Владимира Путина, «взыграли амбиции и стремление доминировать любой ценой… Государства, которые прежде проповедовали принципы свободы торговли, честной и открытой конкуренции, заговорили языком торговых войн и санкций, откровенного экономического рейдерства с выкручиванием рук, запугиванием, устранением конкурента т. н. нерыночными способами».
Ответы России и Китая на новую ситуацию, сложившуюся в мировой торговле и международных отношениях, содержатся в итоговом документе нынешней встречи двух лидеров Владимира Путина и Си Цзинпина — «Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений, всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху». Стороны ставят перед собой достаточно амбициозные цели — создание российско-китайской системной альтернативы своим соперникам.
«Способствовать реформированию механизмов глобального управления, оказывать поддержку многосторонней торговой системе, содействовать продвижению обновленной и более справедливой сбалансированной и стабильной международной системы, которая предоставляла бы возможности для дальнейшего развития всех стран и народов».
И далее… «Российская сторона поддерживает инициативу «Один пояс, один путь». Китайская сторона поддерживает продвижение интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Стороны активизируют согласованные усилия по сопряжению формирования ЕАЭС и «Одного пояса, одного пути». Китайская сторона поддерживает инициативу формирования Большого Евразийского партнерства».
В этом же документе проговариваются конкретные формы отпора экспансии со стороны США и коллективного Запада против каждой из сторон:
Обращают внимание меры, анонсированные совместным заявлением в сфере информационной безопасности и взаимодействия СМИ двух стран. Речь, в частности, идет об обмене опытом законодательного регулирования информационного пространства, за чем угадывается необходимость противостоять использованию в подрывных целях глобальных социальных сетей.
Говорится об обязательстве сторон «противодействовать введению необоснованных ограничений в отношении доступа на рынок продукции информационно-коммуникационных технологий под предлогом обеспечения национальной безопасности».
Весь мир приспосабливается к новому режиму в области технологий и финансов. Множатся усилия по созданию конкурирующей с американской глобальной инфраструктуры: только трое из европейских и азиатских союзников США пока согласились заблокировать Huawei. Страны БРИКС создают собственный суд для решения торговых споров. КНР уже создала свой аналог Мирового Банка, страны ЕС экспериментируют с созданием новой платежной системы, чтобы обойти американские санкции против Ирана. Новое качество отношений между РФ и КНР — это серьезный шаг к новому мировому порядку, основанному на балансе интересов, а не гегемонии отдельных государств.
Сейчас никто не может предугадать, каким будет будущее в результате процесса упадка мирового либерального порядка с доминированием коллективного Запада.
Будет ли восстановлен мировой «концерт» на основе многополярного мира? Приведет ли нынешнее возвышение Китая к новой биполярной конструкции КНР/CША наподобие времен холодной войны? Или мы присутствуем при первых шагах возникающего суперконтинента Евразия, простирающегося от Лиссабона до Шанхая или Джакарты? Кто знает…
Уже сейчас евразийская торговля по своему объему в три раза превышает трансатлантическую. Интегрированная Евразия, если она состоится, будет включать 3/4 мирового населения и 2/3 мирового экономического производства.
2024 год
Август
Стоит ли менять коней на переправе?
Июль
Итоги выборов в Великобритании: перевернутая страница или бег по кругу?
Июнь
Май
Апрель
Март
Трамп против Байдена (Необыкновенный матч, мультфильм 1955 года)
Февраль
Январь
2023 год
2022 год
Декабрь
С Новым годом российская экономика
Ноябрь
Октябрь
Европейский сад. Зима 2022-2023 близко.
Сентябрь
Королева умерла - надолго ли король?
Август
Июль
«А вы, друзья, как ни садитесь…»
Июнь
Май
Вячеслав Никонов: События вокруг Украины не достигли остроты Карибского кризиса
Март
Санкционный угар от Байдена: глобальные последствия
Февраль
Шахматная доска перевернута – обратный отсчет завершен
Январь
2021 год
2020 год
2019 год
Декабрь
О геологии, географии, мировой политике и немного об энергетической безопасности
Ноябрь
Острый эндшпиль в партии
«Северный поток – 2»
Октябрь
Сентябрь
Единый день голосования:
уже матрица или еще подумать?
Август
Двадцать лет Путина — взгляд из-за рубежа
Июль
Современный либерализм: «конец истории» превратился в кризис жанра
Июнь
Новое или еще не забытое старое
Май
Американские санкции:
история, инструментарий и последствия
Апрель
Украина: накануне решающего выбора
Март
Весна: на Украине политическая распутица
Февраль
«Северный поток – 2»: рубеж взят.
Берлин убедил Париж
Январь
2018 год
Декабрь
Игра с огнем или танец с сабельками
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
День выборов. Где тонко, там и рвется
Август
Июль
Реформы правительства – первый блин…
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль