Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.

Взгляд

Июль 2019

Современный либерализм: «конец истории» превратился в кризис жанра

Когда в 1989 году американский философ Фрэнсис Фукуяма в эссе «Конец истории» объявил о «завершении идеологической эволюции человечества» и фактической победе «западной либеральной демократии как окончательной формы правления», мало кто предполагал, что этот «триумф» современной версии либерализма окажется столь кратковременным по историческим меркам.

Спустя 30 лет утверждение президента Владимира Путина в июньском интервью газете Financial Times о том, что «либеральная идея себя изжила и вступила в противоречие с интересами подавляющего большинства населения», буквально взорвало западное общественное мнение, заставило «занять боевую стойку» и выступить многих его лидеров (Эммануэль Макрон, Борис Джонсон, Ангела Меркель, Жан-Поль Трюдо) с пафосными опровержениями в духе «либерализм живее всех живых».

При этом адепты «либеральных ценностей» подменяют понятия. Владимир Путин вовсе не зачеркивает очевидных достижений либерализма в области личных свобод человека и гражданина, демократических институтов, утверждения законности и имущественных прав. Он обращает внимание на вопиющие проблемы современного евролиберализма. Среди них кризис традиционных моральных устоев, т. н. «позитивная дискриминация» «угнетенных меньшинств» (расовых, гендерных, социальных), то есть навязывание их представлений большинству.

Такая практика способствовала упадку религии (в том числе католической церкви), безудержному торжеству ЛГБТ-движений в ущерб традиционной семье, провалу мультикультурализма под натиском девятого вала мигрантских волн в Европу и США. Эти явления предвосхищали такие политические феномены последних лет, как избрание Дональда Трампа президентом США, грядущий выход Великобритании из ЕС, появление и рост новых правых партий в большинстве стран Западной Европы.

Данные события — зримое проявление отрыва либерально-глобалистского западного истеблишмента от все более уязвимого традиционного большинства, вызывающего противодействие.

Растет возмущение среднего класса насильственным навязыванием либеральных установок, норм «единственно верного» учения через контролируемые каналы массовой информации. Дошедшая до пределов пресловутая политкорректность все очевиднее превращается в антипод подлинного либерализма и социального прогресса, оборачиваясь настоящей тотальной «либеральной инквизицией».

Суждения Владимира Путина прозвучали как гром среди ясного неба прежде всего потому, что сделаны на столь высоком уровне.

Но вот, например, как те же явления описывает в июльском выпуске журнала «Американский консерватор» сенатор из американской глубинки Джош Холли (штат Миссури): «Мы в кризисе — утеряно уважение к труду. В упадке дом и семья, срединная Америка в одиночестве и отчаянии… В течение десятилетий наша правящая элита, захватившая и контролирующая командные высоты в СМИ, сфере высшего образования, Голливуде и, конечно, в правительстве, проповедует ценности, которые находятся в прямом противоречии с нуждами рядового американца. Они предпочитают глобализм общенациональной солидарности, безудержные социальные изменения вместо общности и сопричастности, скептицизм вместо веры… Слишком много американцев теряют свой гражданский статус. Они теряют свой голос в жизни нации, а это значит — они теряют свою свободу».

Крик души американского сенатора 1979 года рождения отражает подлинный, многоаспектный социальный разрыв, который проходит между процветающими мегаполисами Тихоокеанского и Атлантического побережий и провинциальной срединной Америкой. Он проходит и по линии «отцов и детей». Когда «дети», рожденные в двухтысячных, выбирают атеизм вместо религиозности, установку на конформизм к любым формам социальной, гендерной принадлежности в ущерб однозначной ориентации на традиционную семью и разделение полов. А «отцы» (прежде всего, старшее поколение белых американских мужчин и женщин) чувствуют себя чужаками в собственной стране.

«Великая либеральная идея» подошла к критической черте не только в плане моральных ценностей, но и в эволюции социально-экономических приоритетов. В историческом плане эта цепочка выглядит так: классический либерализм с его безграничной верой в автоматизм положительной динамики рынка, крайним утилитаризмом и восприятием государства лишь как ограниченного рамками «ночного сторожа», в последней трети ХIХ – начале ХХ века сменил социальный либерализм.

На протяжении ХХ века в остром противостоянии с социалистической идеей социальный либерализм постепенно мутировал, связывая идеи социал-демократии и кейнсианского дирижизма для преодоления пороков капиталистической системы, пока, наконец, не расцвел в послевоенной модели «государства всеобщего благосостояния». Кризис этого государства в 70-х – 80–х гг. ХХ века вызвал мощную ностальгию консервативной неолиберальной контрреволюции тэтчеризма и рейганомики. В 90-е годы, после победы в «холодной войне» и ликвидации социалистической альтернативы, неолиберализм переживал свой расцвет в духе Фукуямы. Этот процесс остановил лишь кризис 2008 года, который постарались купировать на все тех же неолиберальных рельсах, соединенных с теорией глобализма. Но в последние годы становится очевидно, что такая связка больше не работает.

Либерализм находится в состоянии кризиса как философия, политическая идеология, экономическая теория и инструмент практических действий.

Россия 101000,

г. Москва,

Б. Златоустинский пер,

дом. 8/7

Тел.: +7 495 624-2280

Факс: +7 495 624-1081

E-mail: info@polity.ru

www.polity.ru