Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.
Взгляд
Август 2019
Фото: © Владимир Родионов, ТАСС
Двадцать лет Путина — взгляд из-за рубежа
Круглая дата — 20 лет пребывания у кормила власти президента Владимира Путина — предсказуемо спровоцировала информационный бум в западных средствах массовой информации.
Юбилей через оценку правления президента России дает возможность посмотреть на судьбы страны в ретроспективе. Еще одна причина — кризисное состояние мировой геополитики и экономики. Быстрое разрушение либерального миропорядка вновь выдвигает на первый план намечающийся конфликт крупных мировых держав.
Вот свежее (от 8 августа) мнение обозревателя журнала Asia Times Эндрю Сэлмона: «Проблема, с которой сталкивается Запад (и в меньшей степени «восточный Запад» [то есть Япония и Южная Корея — ред.]), — не исламский терроризм… Реальный вызов заключается в растущем российско-китайском партнерстве. Несмотря на исторические устремления и целый ряд исторических военных союзов, Россия так и не стала частью Запада… В годы хаотичного и катастрофического правления Бориса Ельцина Запад упустил возможность принять Россию к себе. Сегодня, несмотря на прошлые исторические разногласия, принцип «враг моего врага — мой друг» толкает Россию и Китай друг к другу. Однако объединяет их не только недоверие к Западу. Две страны во многом дополняют друг друга. У России есть природные ресурсы, фундаментальная наука и оружие; у Китая есть капитал, коммерческие технологии и тяжелое производство. У России проблемы нехватки населения, у Китая — наоборот. Обе страны возглавляют предпочитающие долгую стратегию лидеры, прививающие своим народам национальную гордость».
Еще один фактор интереса к президенту РФ — феномен его политического долгожительства, постоянный рост как политика на фоне измельчания и вырождения западных политических лидеров. Ведь за прошедшие 20 лет Путин «пережил» четырех американских президентов и несметное число руководителей стран Евросоюза.
В этой связи Анджела Стент, директор Центра евразийских, российских и восточноевропейских исследований при Джорджтаунском университете, 9 августа в интервью газете Wall Street Jornal на конкретных примерах демонстрирует, как президент России раз за разом тактически переигрывал лидеров запада, например, предотвратив нанесение авиаударов против Хафеза Асада в Сирии в 2013 году и через 2 года вернувшись туда в качестве сильного игрока, изменившего баланс сил на Ближнем Востоке. Еще одним примером важной победы Владимира Путина стала успешная сделка по продаже Турции российского зенитно-ракетного комплекса С–400, вбивающая клин между странами НАТО.
Сатирическим контрастом тактическому мастерству и стратегическому видению главы российского государства выглядит президент Дональд Трамп. В журнале Foreign Policy, в статье с характерным заголовком «Игнорируя Америку» обозреватель Майкл Хирш комментирует последний дипломатический ляп американского лидера. На недавней встрече с президентом Пакистана Имраном Ханом он заявил о мифической просьбе президента Индии Нарендры Моди о посредничестве США в кашмирском конфликте. Ни один индийский политик, считающий Кашмир неотъемлемой частью Индии, и помыслить не мог об обращении к внешней стране с такой просьбой. Через 2 дня после заявления Трампа президент Индии ликвидировал автономию штата Кашмир. Как иронически заключает журналист, президент США, по-видимому, только и слышал краем уха, что «Кашмир и кашемировая ткань имеют что-то общее».
Конечно, в эти дни в многочисленных статьях зарубежных СМИ и откликах на них читателей воспроизводятся и все негативные клише о российском лидере, изобретенные и отшлифованные за последние 20 лет: от притворных сожалений по Путину, не вписывающемуся ни в либеральный, ни в христианский, ни в платоновский идеал легитимного правителя, до прямых обвинений в углубляющемся авторитаризме, сравнениях с Гитлером, Сталиным и т. д.
Демонизация в западных СМИ Владимира Путина как государственного деятеля подкрепляется вульгарной интерпретацией феномена «путинизма». Данный термин характеризуется как «органический антидемократизм», генетически заложенный в склонности российского населения к авторитаризму. В последнее время самые отъявленные русофобы допускают здесь даже расовые мотивы, связывая неприятие либерального порядка с «врожденной неполноценностью русских». Гитлер — Геббельс — Розенберг могут аплодировать с того света — их дело в руках надежных западных наследников.
В рамках двух описанных выше тенденций, объективной и политизированной, в западной прессе даются соответствующие оценки мировоззрения и стратегии Владимира Путина, подводится общий знаменатель его достижений и неудач. Поэтому одни комментаторы считают Путина «прагматичным националистом», но истинным патриотом, обеспечивающим национальные интересы России и видящим свою миссию в возвращении стране статуса великой державы (Том Грин, Генри Киссинджер, Эндрю Качинс, Леона Хилл, Леон Арон). А у других президент России предстает «безжалостным порождением КГБ», хладнокровным циником, хорошим тактиком, но не стратегом, «царем на глиняных ногах» (Элен Блан, Александр Герлах).
Особый интерес у зарубежных экспертов вызывает вопрос о будущем Владимира Путина после окончания нынешнего президентского срока в 2024 году и исторической судьбе «путинизма». Касаясь политтехнологической стороны процесса, большинство обозревателей приходят к мнению, что реальная власть Путина может быть продлена тем или иным способом, например, созданием нового государства на основе России и Белоруссии с формированием иной политической структуры управления страной. Еще один вариант — небольшие изменения в конституции, которые превратили бы существующий Государственный совет при президенте из совещательного органа в нечто похожее на советское Политбюро. И, наконец, третий вариант более серьезных изменений конституционного устройства — превращение России в парламентскую республику при возможном сохранении Путина в качестве «отца нации».
Наиболее прозорливые западные обозреватели вынуждены признать исторический масштаб и последовательность деятельности президента России: «У Путина сегодня те же приоритеты, которые он изложил в начале своего президентства в декабре 1999 года. Его главная стратегическая цель — обеспечить защиту интересов России, которые тесно связаны с его собственными интересами и интересами его системы, а теперь в значительной степени неотделимы от них».
2023 год
2022 год
Декабрь
С Новым годом российская экономика
Ноябрь
Октябрь
Европейский сад. Зима 2022-2023 близко.
Сентябрь
Королева умерла - надолго ли король?
Август
Июль
«А вы, друзья, как ни садитесь…»
Июнь
Май
Вячеслав Никонов: События вокруг Украины не достигли остроты Карибского кризиса
Март
Санкционный угар от Байдена: глобальные последствия
Февраль
Шахматная доска перевернута – обратный отсчет завершен
Январь
2021 год
2020 год
2019 год
Декабрь
О геологии, географии, мировой политике и немного об энергетической безопасности
Ноябрь
Острый эндшпиль в партии
«Северный поток – 2»
Октябрь
Сентябрь
Единый день голосования:
уже матрица или еще подумать?
Август
Двадцать лет Путина — взгляд из-за рубежа
Июль
Современный либерализм: «конец истории» превратился в кризис жанра
Июнь
Новое или еще не забытое старое
Май
Американские санкции:
история, инструментарий и последствия
Апрель
Украина: накануне решающего выбора
Март
Весна: на Украине политическая распутица
Февраль
«Северный поток – 2»: рубеж взят.
Берлин убедил Париж
Январь
2018 год
Декабрь
Игра с огнем или танец с сабельками
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
День выборов. Где тонко, там и рвется
Август
Июль
Реформы правительства – первый блин…
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль