Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.
Взгляд
Август 2022
Китайский синдром
Синдром - комплекс органически связанных между собой признаков, объединенных единым механизмом возникновения и развития рассматриваемого явления…
Одним из важнейших мировых политических событий августа 2022 года, несомненно, стал скандальный визит спикера американского Конгресса Нэнси Пелоси на Тайвань.*
За 19 часов, проведенных на острове 2 - 3 августа глава Палаты представителей умудрилась разрушить продержавшуюся 43 года иллюзию сбалансированности американо-китайских отношений, основанных на дипломатическом признании Вашингтоном в 1979 году КНР, разрыве официальных отношений с Тайванем в рамках т.н. «политики одного Китая». Соглашение 1979 года и три протокола к нему совмещали юридический статус Тайваня как отдельной провинции КНР с фактическим положением острова как независимой территории, поддерживающей экономические, политические, культурные отношения с другими странами без официального дипломатского признания в качестве суверенного субъекта.
Конечно, такое положение не могло быть постоянно устойчивым. Принятый Конгрессом США в том же 1979 году Закон об отношениях с Тайванем (Taiwan Relations Act), снимая с США обязательство защищать остров от континентального Китая, на деле стал для КНР «отравленной пилюлей». Закон устанавливает обязательства США по предоставлению оборонительных средств и услуг, в том числе в случае внешних угроз безопасности социальной и/или экономической системе Тайваня, характер и объемы которых определяются президентом и Конгрессом США. С момента принятия до настоящего времени данный закон использовался США для всестороннего вооружения Тайваня и сдерживания КНР.
Сложный компромисс 70-х годов XX века о признании/непризнании Тайваня разрушается на наших глазах, получив ускорение после кризиса однополярного глобального мира, ставшего очевидным в условиях начала СВО на Украине, и очень быстрого (по историческим меркам) превращения КНР в сверхдержаву.
Сам факт приземления Нэнси Пелоси (3 по рангу должностного лица в государственной иерархии США) на остров, несмотря на предостережения Китая, муссировался западными СМИ как «потеря лица» официальным Пекином.
Однако ответные системные решительные действия руководства КНР к тому же «с открытой» и неопределенной датой их окончания создают ситуацию опасной стратегической неопределенности у противников Поднебесной, в первую очередь у Тайваня и его американских партнеров, вынужденных расхлебывать последствия вояжа.
Публичная реакция Пекина на поездку Н. Пелоси была однозначной. Как заявил глава МИД КНР Ван И: «Провокационные действия США по тайваньскому вопросу неслучайны, это тщательно спланированный фарс, они обнажили свое истинное уродливое лицо вероломства перед всей международной общественностью». Китай рассматривает Тайвань как свою отдельную провинцию. КНР будет противостоять любой силе, включая Соединенные Штаты, которая, как считается, бросает вызов этой политической реальности. Он отреагирует на любой шаг Тайваня по установлению своей независимости от Пекина, как на повод для войны и оправдание войны.1
На идеологическом уровне Управление по делам Тайваня в Пекине в Белой книге по обороне Китая объявило: «Стремящееся к независимости поведение властей ДПП (Демократическая прогрессивная партия, возглавляемая президентом Цай Инь-Вэнь, в настоящий момент управляет островом) привело к напряженности по всему Тайваньскому региону, поставило под угрозу мир и стабильность Тайваньского пролива, подорвало перспективу мирного воссоединения, сократило пространство для мирного воссоединения и является препятствием для мирного воссоединения, которое должно быть устранено».2 Китай не исключает применения силы для объединения двух сторон, разделенных Тайваньским проливом, говорится в документе, что, подтверждает давнюю позицию Коммунистической партии о том, что она оставляет за собой все необходимые варианты.
Долгосрочная политика КНР по тайваньскому вопросу ориентировалась на лояльность долго правившего островом Гоминьдана. Победа ДПП на Тайваньских выборах 2016 года означала прекращение политики масштабной экономической интеграции острова в народное хозяйство Китая, которую проводил Гоминьдан.
Хотя многие жители Тайваня все больше ощущают себя отдельной нацией и свою родину видят только как независимое государство, а не провинцией КНР даже с высокой степенью автономии, реализовать эти мечты не удастся. Пекин будет вынужден по соображениям внутренней, а не внешней политики начать войну, чтобы усмирить сепаратистов.
Развивающемуся Китаю необходимо воссоединение с зажиточным островом с благодатным климатом, а вовсе не насильственный захват Тайваня с разрушенной в результате боевых действий инфраструктурой и промышленностью. Председатель КНР Си Цзиньпин требует «обеспечивать мирное развитие отношений между двумя берегами Тайваньского пролива, углублять межбанковское экономическое сотрудничество и культурные обмены, побуждать соотечественников с обоих берегов к совместному противодействию любой деятельности, направленной на раскол Китая, к совместной борьбе за великое возрождение китайской нации». 3
В коммюнике Госсовета КНР о кризисе в отношениях с Тайванем, опубликованном 10 августа, говорится: «есть только один настоящий Китай – и это КНР, и она готова сделать Тайваню скидку на различие социально-экономических моделей и принять его под свое крыло по принципу «одна страна – две системы». Пекин предельно ясно призывает Тайбэй к взаимовыгодной сделке. Однако в случае, если контроль над тайваньской внешней политикой захватят сепаратисты и агенты иностранного влияния, материковый Китай не остановится перед применением силы для принуждения островной провинции к сожительству».4
Сейчас Народно-освободительная армия Китая «педагогически» демонстрирует как это может быть реализовано.
НОАК с 4 по 10 августа провел беспрецедентные военные учения в 6 позиционных районах по всему периметру границ Тайваня, заявив при этом, что регулярное патрулирование НОАК Тайваня будет продолжено.
Военные приготовления НОАК включали атаки морских целей, удары по наземным целям, операции по контролю воздушного пространства, боевые стрельбы высокоточными боеприпасами различных родов войск. Руководство учениями осуществлялось командованием Восточного театра военных действий НОАК.
ВМФ НОАК проводили боевое патрулирование в Тайваньском проливе, северной части острова, а также в водах к востоку от острова. Самолеты военно-морской и стратегической авиации патрулировали Тайваньский пролив и северное воздушное пространство Тайваня. ВВС НОАК тренировались в осуществлении масштабного подавления сопротивления вероятного противника вокруг острова.
В операции задействовали самые передовые образцы вооружения: истребители-невидимки J-20, бомбардировщики H-6K, эсминец Type 052D, применялись баллистические ракеты малой дальности DF-11 и гиперзвуковые ракеты DF-17.
Силы НОАК впервые вошли в пределы 12-мильной морской зоны острова, фактически упразднив т.н. срединную линию в Тайваньском проливе. Окружив Тайвань, НОАК впервые полностью блокировала остров. 11 августа Китай развернул свою новейшую обычную ударную подводную лодку (SSK) на военных учениях у берегов Тайваня, якобы в рамках подготовки к подводной блокаде самоуправляющегося острова. Этот новый SSK и другие модели сыграют значительную роль в любой будущей блокаде Тайваня. Как отмечало издание Asia Times, морская блокада остановит экономику Тайваня через несколько недель и, вероятно, вынудит к капитуляции. Сообщается, что у Тайваня есть только 11-дневный запас природного газа и 146-дневный запас нефти. Блокада была бы направлена на то, чтобы уморить Тайвань голодом и ослабить его, одновременно открыв путь для возможного вторжения.5
По общему мнению военных экспертов, отработанная на учениях схема блокирования острова представляется одним из планов действий по силовому воссоединению Тайваня с материковым Китаем в приемлемое для Пекина время.
Невоенная составляющая ответа Китая включает меры дипломатического и экономического характера.
МИД КНР объявил о восьми контрмерах, которые включают отмену китайско-американских контактов в важных для США областях.6
Приостановлены контакты в военной области: по линии командующих сопредельными группировками войск в западной части Тихого океана; в области согласования оборонной политики (DPCT); по линии встреч китайско-американского военно-морского консультативного соглашения (MMCA). Также приостановлено двустороннее сотрудничество по репатриации нелегальных иммигрантов; в области правовой помощи по уголовным делам; по борьбе с транснациональной преступностью; по борьбе с наркотиками; по изменению климата.
Все больше признаков «размежевания» финансово-экономических рынков КНР и США.
12 августа на фоне эскалации напряженности между США и Китаем пять крупнейших государственных компаний Китая (PetroChina Co Ltd, China Life Insurance Co, China Petroleum & Chemical Corp, Aluminum Corp of Китай и Sinopec Shanghai Petrochemical Co., рыночная капитализация которых составляет более $300 млрд) объявили о своем намерении исключить торговлю своими акциями на Нью-Йоркской фондовой бирже. Alibaba объявила, что планирует провести первичный листинг в Гонконге. Китайские компании изменяют свои подходы к финансированию, намереваясь стать публичными на Гонконгской фондовой бирже – вместо того, чтобы подвергать себя растущим политическим рискам в США.
Геополитические риски, такие как российская СВО на Украине, породили совершенно новый шаблон – «санкций из ада»: заморозку российских валютных и золотых резервов, конфискацию российских частных активов и изгнание российских банков из западной банковской системы.
Ведущие западные политики намекнули, что подобные меры могут быть применены к Китаю. Запад имеет возможности для секционного давления на Китай, импортозависимого от некоторой высокотехнологичной продукции – например, передового оборудования для электронной и авиационной промышленности.
Тем временем ситуация на Тайване приобретает все более угрожающий характер. После визита Нэнси Пелоси в Тайбэй 2-3 августа китайские комментаторы пригрозили «серьезными широкомасштабными последствиями для двусторонних связей, в том числе в экономической области», ссылаясь, например, на решение ведущего китайского производителя аккумуляторов для электромобилей Contemporary Amperex Technology Co приостановить свои планы о строительстве многомиллиардного завода в Северной Америке.
«С началом крупных военных учений вокруг острова Тайвань материковая часть фактически начала или ускорила процесс воссоединения, который США не могут остановить. Это означает, что Китай, по сути, готов к вмешательству США.
Китай является вторым после Японии иностранным держателем казначейских облигаций США. К середине августа 2022 года запасы Китая в казначейских ценных бумагах США в мае упали до $ 980,8 млрд ниже $1 трлн впервые за 12 лет.7
Дальнейшее ухудшение китайско-американских отношений усилит риски Китая в отношении владения казначейскими облигациями США, приведет к новому сокращению их в виде предосторожности. Это может нанести еще один удар по мировому положению доллара США – реальной опоре американской экономики.
Российско-украинский конфликт нанес серьезный удар по доверию к доллару. Эскалация напряженности между Китаем и США приведет к дальнейшему ослаблению статуса резервной валюты, особенно если Китай снизит свое владение казначейскими облигациями США.
Тем временем, 14-15 августа Тайвань навестила новая американская делегация во главе с сенатором от Демократической партии Эдвардом Марки. Освещая этот визит, западная пресса в основном сделала упор на имиджевом аспекте: американцы продолжают-де щелкать китайского дракона по носу. Однако, целью обсуждения американских и тайваньских чиновников была болезненная тема устойчивости экспорта с «острова микрочипов».
Полупроводниковая индустрия является ядром современной экономики Тайваня и главным призом, который КНР получит в случае возвращения острова в родную гавань. Также она является важнейшим субподрядчиком флагманов американской электронной промышленности, как гражданской, так и военной. Решающее стратегическое значение имеет устойчивость поставок микросхем для тяжелой промышленности и наукоемких отраслей: станков с ЧПУ, автомобильных двигателей, систем связи и т.д.
27 июля Д. Байден подписал законопроект о поддержке американских производителей микросхем, согласно которому власти США направят непосредственно в производство 52 миллиарда долларов. 170 миллиардов пойдут на научно-исследовательские цели в этой области и еще 58 миллиардов на прочие нужды (подготовку кадров, логистику и т.д.). Вложения – огромные, сравнимые с одной третью военного бюджета Штатов на текущий год.
Разработка этого проекта началась еще в позапрошлом году на фоне «великого электронного кризиса», вызванного пандемией COVID-19 и бесконечными карантинами в странах Юго-Восточной Азии. Однако сейчас, на фоне кризиса вокруг Тайваня и его гипотетических последствий, столь щедрое субсидирование американской микроэлектроники начинает казаться попыткой срочно «импортозаместить» остров «на всякий случай». Но времени на это потребуется не мало, а часики уже тикают.
* В 1950 году после поражения в гражданской войне администрация Гоминьдана эвакуировалась на Тайвань и учредила в качестве временной столицы город Тайбэй. Под контролем так называемой «Китайской Республики» остаются Тайвань и мелкие острова, большинство которых находятся в Южно-Китайском море. ООН и подавляющее большинство государств мира признают принцип «одного Китая», рассматривая КНР в качестве единственного представителя всего народа Китая.
1 https://topwar.ru/199834-mid-knr-zajavil-o-neizbezhnosti-vossoedinenija-tajvanja-s-kitaem.html
3 http://russian.news.cn/2017-10/18/c_136689654.htm
4 https://www.kommersant.ru/doc/5503412
5 https://asiatimes.com/2022/08/china-deploys-latest-attack-sub-for-a-taiwan-standoff/
6 https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/xwfw_665399/s2510_665401/2535_665405/202208/t20220805_10735706.html
2024 год
Ноябрь
Октябрь
Сама себя раба бьёт, что не чисто жнет
Сентябрь
Выборы в США 2024. Дебаты прошли, интрига осталась
Август
Стоит ли менять коней на переправе?
Июль
Итоги выборов в Великобритании: перевернутая страница или бег по кругу?
Июнь
Май
Апрель
Март
Трамп против Байдена (Необыкновенный матч, мультфильм 1955 года)
Февраль
Январь
2023 год
2022 год
Декабрь
С Новым годом российская экономика
Ноябрь
Октябрь
Европейский сад. Зима 2022-2023 близко.
Сентябрь
Королева умерла - надолго ли король?
Август
Июль
«А вы, друзья, как ни садитесь…»
Июнь
Май
Вячеслав Никонов: События вокруг Украины не достигли остроты Карибского кризиса
Март
Санкционный угар от Байдена: глобальные последствия
Февраль
Шахматная доска перевернута – обратный отсчет завершен
Январь
2021 год
2020 год
2019 год
Декабрь
О геологии, географии, мировой политике и немного об энергетической безопасности
Ноябрь
Острый эндшпиль в партии
«Северный поток – 2»
Октябрь
Сентябрь
Единый день голосования:
уже матрица или еще подумать?
Август
Двадцать лет Путина — взгляд из-за рубежа
Июль
Современный либерализм: «конец истории» превратился в кризис жанра
Июнь
Новое или еще не забытое старое
Май
Американские санкции:
история, инструментарий и последствия
Апрель
Украина: накануне решающего выбора
Март
Весна: на Украине политическая распутица
Февраль
«Северный поток – 2»: рубеж взят.
Берлин убедил Париж
Январь
2018 год
Декабрь
Игра с огнем или танец с сабельками
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
День выборов. Где тонко, там и рвется
Август
Июль
Реформы правительства – первый блин…
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль