Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.

Взгляд

Сентябрь 2023

Европа - осень тревог

«Черные лебеди», прилетевшие на европейский континент в 2020-2022 году в виде последствий пандемии коронавируса и геополитического противостояния коллективного Запада и России, похоже не собираются никуда улетать, надолго угнездившись на Старом Континенте.

Осенью 2023 года Европа, балансируя на грани экономической рецессии (общий рост ВВП ЕС в IV квартале 2022 года и первом квартале 2023 года (– 0,1%), во втором квартале (-0,3%), становится менее богатой.

Европейцы все чаще сталкиваются с новой экономической реальностью, которой они не знали десятилетиями.

Старый Свет, «искусству жить» которого другие страны долгое время завидовали, быстро теряет свой блеск, покупательная способность его населения тает. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с конца 2019 года потребление в 20 странах еврозоны сократилось минимум на 1% с поправкой на инфляцию. Напротив, в США, где домохозяйства пользуются сильным рынком труда и растущими доходами, оно увеличилось на 9%.

На Европейский союз в настоящее время приходится около 18% всех мировых потребительских расходов по сравнению с 28% в Америке.

С поправкой на инфляцию и покупательную способность с 2019 года заработная плата в Германии снизилась примерно на 3%, в Италии и Испании — на 3,5%, а в Греции — на 6%. Согласно данным ОЭСР, за тот же период реальная заработная плата в США выросла примерно на 6%.1

Французы увы едят меньше фуа-гра и пьют меньше красного вина. Испанцы экономят на оливковом масле. Финнов с 2022 года призывают посещать сауны в ветреные дни, когда электроэнергия дешевле. По всей Германии потребление мяса и молока упало до минимума с 1989 года, а некогда процветавший рынок органических продуктов питания просто рухнул. Министр экономического развития Италии Адольфо Урсо в мае 2023 года организовал кризисное совещание по поводу стоимости спагетти после того, как рост цен на них более чем вдвое обогнал темпы инфляции.2

Нынешний кризис на Старом Континенте назревал уже давно. Стареющее население, предпочитающее свободное время, социальный пакет и гарантированную работу уровню доходов, породило годы вялого экономического роста и слабого увеличения производительности труда. Затем последовали два нокаутирующих удара: пандемия COVID-19 и затяжной военный конфликт на Украине.

Нарушив глобальные цепочки поставок и резко подняв цены на энергоносители и продукты питания, эти переломные времена сделали очевидными болезни европейской экономики, которые накапливались десятилетиями.

Реакция правительств стран ЕС только усугубила проблему. Чтобы сохранить рабочие места, они направили субсидии в первую очередь предприятиям, лишь частично компенсировав потребителей денежной «подушкой безопасности» в момент наставшего ценового шока.

На помощь могла бы прийти мощная экспортно-ориентированная индустрия ЕС. Но медленное восстановление в 2022-2023 годах мировых рынков после пандемии и, особенно, важнейшего для Европы рынка - экономики Китая, подорвало и эту опору роста.

Высокие затраты на энергию и инфляция (6%) на уровне, невиданные с 1970-х годов, ослабили ценовое преимущество производителей Старого Континента на международных рынках и разрушили когда-то гармоничные трудовые отношения в регионе. По мере того, как глобальная торговля сокращается, сильная зависимость ЕС от экспорта, на который приходится около 50% ВВП еврозоны по сравнению с 10% ВВП США, становится ее «ахиллесовой пятой».

 Забегание «впереди планеты всей» по климатической повестке и связанные с этим   энергетические проблемы, умноженные после отказа от российских энергоносителей, стали триггером серьезного ухудшения социально-экономического положения в Европе.

В этой ситуации лидеры ЕС приняли весьма неоднозначные решения. Были расконсервированы угольные и газовые электростанции, увеличено использование ископаемого топлива. Всего на эти цели Евросоюз, по данным экспертов Всемирного экономического форума, уже потратил не менее 50 млрд евро. Угольная генерация в Европе в 2022 году выросла   более чем на 1/3 при том, что в 2021 году она уже выросла на 18%.

Для компенсации остающегося дефицита была налажена поставка СПГ из США, хотя он существенно дороже, чем трубопроводный, и требует создания специальных терминалов (их стоимость для бюджета ЕС составит еще $ 150 млрд дополнительно). Сжиженный природный газ (СПГ), именуемый «американскими молекулами свободы», явился основным вариантом замены российского. (И то лишь на время: в 2023 году 40% всего сжиженного газа поставили США. Россия на 2 месте с 20% поставок).

Стоимость СПГ выросла более чем вдвое с февраля 2022 года.

Эти решения, вместе с провозглашенным намерением навсегда отказаться от российского газа, фактически подчинили ценовому диктату США европейский энергетический рынок и обеспечили американской промышленности серьезные преимущества в конкуренции с ЕС. Высокая цена американского сжиженного газа все очевиднее сдерживает развитие европейской экономики, конкурирующей с американскойи уже ведет к релокации из Европы в США ряда наиболее энергоемких производств (химической промышленности, производства удобрений, автомобильных производств).

В 2022 году небывалый скачок цен на электроэнергию для промышленных компаний и домохозяйств стран ЕС был купирован за счет беспрецедентных государственных вливаний компаниям и домохозяйствам.

Однако это покрытие увеличения затрат на электроэнергию правительствами стран ЕС имело далеко идущие последствия.

Сумма затрат к середине 2023 года приблизилась к 1 трлн евро или около 6% годового ВВП ЕС. Это неизбежно сказалось на макроэкономической и финансовой стабильности Старого Континента.

К августу 2023 года инфляция в Еврозоне достигла в целом 5,6%, экономический рост фактически остановился, в ряде стран по итогам полугодия зафиксирована экономическая рецессия. ВВП Ирландии за этот период упал на 4,6%, Литвы - на 2,1%, Голландии – на 0,7%, Германии - на 0,4%. 3

Немецкий пример наиболее выразителен.

Еще недавно стержень и «мотор» экономики Европы, Германия теперь считается «больным человеком» на континенте. Эта страна – единственная крупная экономика коллективного Запада, по всем прогнозам, завершит 2023 год в отрицательной зоне.

Федеральное статистическое управление Германии сообщило в августе 2023 года, что промышленность, энергетический сектор и энергетика страны в совокупности произвели продукции на 0,8% меньше, чем в июле. В июне снижение составило 1,4%.

Правящая в ФРГ коалиция социал-демократов, либералов и «зеленых» еще в марте 2023 года, словами канцлера О. Шольца обещала экономическое чудо – Wirtschaftswunder - «благодаря крупным инвестициям в защиту климата, Германия на некоторое время достигнет темпов роста, которые мы в последний раз видели в 1950-х и 1960-х годах».4 Через шесть месяцев после этого прогноза Германия застряла в тупике.

В августе лидер оппозиции ХДС/ХСС Фридрих Мерц заявил канцлеру, что «большинство немцев больше не поддерживает вашу климатическую политику».5

 Это при том, что в июле 2023 года правительство О. Шольца одобрило выделение €212 млрд ($231 млрд) в так называемый Фонд климата и трансформации.

Тревожные звоночки, прозвучавшие в Европе в 2022 году, к середине 2023 года заставили европейских экономистов более широко взглянуть на перспективу упадка Старого Континента, особенно в сравнении с развитием США.

После 2008 года, когда экономики ЕС и США были примерно одинаковы по показателям, их экономическое положение резко изменилось. Как отмечают Джереми Шапиро и Яна Пульерин из Европейского совета по международным отношениям: «В 2008 году экономика ЕС была несколько больше американской: $16,2 трлн против $14,7 трлн. К 2022 году экономика США выросла до $25 трлн, тогда как экономика ЕС и Великобритании вместе достигла только $19,8 трлн. Экономика Америки сейчас на 50% больше, чем экономика ЕС без Великобритании».6

В июле 2023 года ведущие экономисты Европейского центра международной политэкономии (ECIPE) Фредрик Эриксон, Оскар Гини и Оскар Дюрой сравнили ВВП на душу населения в государствах-членах ЕС с аналогичными показателями всех штатов США.7

Результаты оказались ошеломляющими. (см. Приложение 1, таблица 1)

США гораздо больше представлены в верхней части рейтинга, чем государства-члены ЕС. Это приводит к тому, что средние показатели ЕС и США значительно различаются: средний показатель по США находится на 19-м месте, а средний показатель по ЕС — лишь на 60-м.

Показатель ВВП на душу населения в ЕС и США вел себя одинаково до 2000 года, когда разрыв между обеими линиями начал заметно увеличиваться.  Расхождения  стали  особенно заметными, начиная с 2010 года, когда ВВП США на душу населения вырос в среднем на 3,4 %, а ВВП на душу населения в ЕС увеличился в среднем на 1,6 %.

В 2010 году величина ВВП на душу населения в США была на 47 % больше, чем в ЕС, а к 2022 году этот разрыв увеличился до 82 %. Согласно данным Международного валютного фонда, за последние 15 лет экономика еврозоны выросла примерно на 6% в долларовом выражении по сравнению с 82% в США.

В результате по показателям ВВП на душу населения Германия, Австрия и Бельгия сравнялись с Оклахомой, Франция с Арканзасом, а Италия и Кипр с самыми бедными штатами США Айдахо и Миссисипи. При этом все остальные государства ЕС из южной и восточной Европы выглядят хуже, чем любой американский штат.

Если нынешняя тенденция роста ВВП на душу населения сохранится, то в 2035 году средний ВВП на душу населения в США составит $ 96 000, в то время как средний ВВП на душу населения в ЕС составит $ 60 000. Это такая же разница в ВВП на душу населения, как между Японией и Эквадором сегодня.8 (См. Приложение 2, таблица 2)

Экономика США сейчас значительно богаче и динамичнее, чем экономика ЕС или Британии, и разрыв все увеличивается. Это оказывает влияние, выходящее далеко за рамки относительного уровня жизни.

Зависимость Европы от США в технологиях, энергетике, капитале и военной защите неуклонно подрывает любые стремления ЕС к «стратегической автономии».

Судя по темпам развития Европа явно не справляется с проблемами, связанными с изменением климата и переходом на цифровые технологии, растущим бременем стареющего общества и оборонными бюджетами.

Как печально заметил недавно ведущий обозреватель газеты Файнэншл Таймс/Financial Times Гидеон Рахман: «Не осознавая величайшей нависшей над ней угрозы Европа, уже возможно, никогда не проявит в себе волю, чтобы обратить вспять неумолимое снижение своей власти, влияния и богатства». 9

1 https://www.wsj.com/articles/europeans-poorer-inflation-economy-255eb629

2 Там же

3 https://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/17396139/2-31082023-AP-EN.pdf/06f6eed0-f52a-81cc-16e3-30aaf64d81b8

4 https://www.derwesten.de/politik/olaf-scholz-kanzler-wirtschaft-id300448588.html

5 https://rg.ru/2023/03/18/lider-hds-merc-kancler-germanii-sholc-teriaet-sviaz-s-realnostiu.html

6 https://thefinancialnews247.com/opinion/europe-has-fallen-behind-america-and-the-gap-is-growing/

7 https://ecipe.org/publications/comparing-economic-growth-between-eu-and-us-states/

8 Там же

9 https://thefinancialnews247.com/opinion/europe-has-fallen-behind-america-and-the-gap-is-growing/

 

 

Приложение

Таблица 1.  Штаты США и государства-члены ЕС. ВВП на душу населения

Источник Стр.9

 

Таблица 2.  Динамика роста ВВП на душу населения в США и государствах-членах ЕС.

Источник Стр.15

Россия 101000,

г. Москва,

Б. Златоустинский пер,

дом. 8/7

Тел.: +7 495 624-2280

Факс: +7 495 624-1081

E-mail: info@polity.ru

www.polity.ru