Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.
Взгляд
Октябрь 2024
Сама себя раба бьёт, что не чисто жнет
(поговорка)
Год назад Еврокомиссия поручила бывшему премьер-министру Италии и экс-главе Европейского центрального банка Марио Драги проанализировать - как Евросоюз должен переходить на зеленую экономику, сохраняя при этом конкурентоспособность, в том числе в цифровой сфере в условиях глобальных вызовов.
9 сентября 2024 года Марио Драги представил председателю Еврокомиссии свой доклад «О будущем европейской конкурентоспособности», который вызвал сильную тревогу.1
Беспокойны комментарии продолжаются и сейчас, в то время бывший итальянский премьер всего лишь свел воедино на 400 страницах документа общеизвестные факты и тенденции развития Старого континента.2
«С начала 2000-х экономический рост в ЕС замедляется из-за ослабления роста производительности, что ставит под сомнение способность Европы реализовать свои амбиции. ЕС поставил перед собой ряд задач, таких как достижение высокого уровня социальной интеграции, обеспечение углеродной нейтральности и повышение геополитической значимости, которые зависят от поддержания высоких темпов экономического роста. Однако в течение последних двух десятилетий экономический рост в ЕС постоянно был медленнее, чем в США, в то время как Китай быстро наверстывал упущенное. Разрыв в уровне ВВП между ЕС и США в ценах 2015 года постепенно увеличился с чуть более 15% в 2002 году до 30% в 2023 году… Основной движущей силой этих различий стала производительность труда. Около 70% разрыва в расчете на душу населения».3
«Европа внезапно лишилась своего самого важного поставщика дешевых энергоносителей - России. В то же время геополитическая стабильность ослабевает, и наши зависимости становятся уязвимыми местами. Технологические изменения стремительно ускоряются. Европа в значительной степени упустила из виду цифровую революцию, вызванную появлением интернета вместе с ростом производительности, который она принесла. Именно разрыв в производительности между ЕС и США в значительной степени объясняется технологическим сектором. ЕС слаб в области новых технологий, которые будут стимулировать будущий экономический рост… Китай стал менее открыт для нас и, наконец, теперь нам приходится вкладывать в оборону – впервые с конца Второй мировой войны».4
Исследуя причины и следствия «болезни Европы» опытный «лекарь» Драги поставил ей правдивый диагноз: ЕС должен измениться, статус–кво больше не может сохраняться и только немедленные радикальные реформы смогут успешно покончить с кризисом Евросоюза. Если ничего не менять, ЕС ждет медленная агония: «Мы не сможем одновременно оставаться лидером в области новых технологий, символом ответственности за изменение климата и независимым игроком на мировой арене. Мы не сможем финансировать нашу социальную модель. Нам придется отказаться от некоторых, если не от всех, наших амбиций».5
Корень европейских проблем – характер евроинтеграции.
Европейский общий рынок не оправдал своего первоначального обещания стать интегрированной экономической зоной. В то время как Китай и Соединенные Штаты могут похвастаться огромными внутренними рынками, от товаров первой необходимости и услуг до капиталовложений, Европа не стала единой и остается фрагментированной.
Опережающими темпами развивается лишь ее общее законодательство и регулирование рынка при отсутствии единого налогообложения и рынка капитала.
ЕС после мирового кризиса 2008 года перешла к стимулированию жесткой бюджетной политики стран-участниц, и сейчас после пандемии вновь восстановлены ограничения на дефицитные расходы государств-членов. Они рискуют увеличить пропасть между странами, имеющими финансовую свободу для инвестирования, и теми, у кого ее нет.
Одновременно все эти годы Еврокомиссия стимулировала затратный курс «зеленого энергоперехода».
Экономический рост в Европе был подорван мерами жесткой экономии уже после финансового кризиса 2008 года.
Поле пандемии в 2022-2024 годах происходит повторение сценария 2008 года, когда Соединенные Штаты были более гибкими, чем Европа, в вопросах сокращения дефицитных расходов и фискальных стимулов, стимулируя рынок за счет печатного станка. Сотни миллиардов долларов корпоративных субсидий на развитие возобновляемых технологий, предоставляемых в соответствии с Законом о снижении инфляции (IRA), принятым администрацией Байдена, заставляют европейскую промышленность все больше отставать от американских компаний.6 В среднем чистые капитальные затраты американских корпораций превосходят инвестиции их европейских коллег: в период с 2015 по 2022 год, согласно недавнему отчету консалтинговой корпорации McKinsey, инвестиции американских компаний выросли примерно на 30%, в то время как в Европе они остались на прежнем уровне. Население ЕС составляет 448 миллионов человек, что более чем на 100 миллионов больше, чем население США. Однако, за первые три квартала 2023 года в Европу поступило $90 миллиардов прямых иностранных инвестиций, в то время как США привлекли $300 миллиардов.7
В ХХI веке роковым для экономического развития ЕС стало сочетание ошибочного ускорения энергоперехода с отказом от энергоносителей из России. Как заявил газете Financial Times директор Международного энергетического агентства Фатих Бироль, Европа переживает последствия «двух исторических ошибок: преждевременного отказа от атомной энергетики (особенно в таких промышленных государствах, как Германия) и радикального прекращения зависимости от российского газа.8 С 2022 года Европа сократила импорт российского газа, с почти 40% до 10% в 2023 году.
Из-за потери доступа к российскому трубопроводному газу в 2023 году 42% импортируемого в ЕС газа приходилось уже на СПГ, по сравнению с 20% в 2021 году.9
Какова же цена подобной трансформации энергобаланса для Европы?
Несмотря на то, что в 2024 году цены на энергоносители значительно снизились по сравнению с их пиковыми значениями в 2022, компании из ЕС по-прежнему сталкиваются с ценами на электроэнергию, которые в 2-3 раза выше, чем в США. Цены на природный газ в 4-5 раз выше. Резкий скачок цен на газ стал серьезным ударом для конкурентоспособности еврозоны, поскольку затраты европейских экспортеров на сырье резко возросли по сравнению с затратами их конкурентов.10
В результате экспорт энергоемких секторов (химическая, автомобильная промышленность, машиностроение) сильно сократился, что стало причиной почти полного сокращения общего объема экспорта в 2023 году.
На пике европейского газового кризиса влияние данного фактора привело к снижению доли экспортного рынка еврозоны на 7%, при этом доля энергоемких отраслей на экспортном рынке снизилась более чем на 15%. До сегодняшнего дня цены на энергоносители в ЕС остаются почти в четыре раза выше, чем в США.11
Как отмечается в докладе Драги: «Около половины европейских компаний считают затраты на энергоносители основным препятствием для инвестиций, что на 30 процентных пунктов выше, чем в компаниях США. Больше всего пострадали энергоемкие отрасли: с 2021 года производство сократилось на 10-15%, а структура европейской промышленности меняется в связи с увеличением импорта из стран с более низкими затратами на энергоносители».12
Перейдя от дешевого трубопроводного российского газа в дорогому сжиженному природному газу из Соединенных Штатов, Европа оказалась в невыгодном положении, фактически предоставив своему заокеанскому конкуренту дополнительную нерыночную субсидию и способствуя инвестиционному буму в Америке. На среднесрочную перспективу экспорт сланцевой нефти стал незаменим и поэтому высокие цены на энергоносители в Европе сохранятся.13
Высокие налоги и арендная плата, взимаемые европейскими финансовыми трейдерами, еще повышают стоимость энергии как для промышленности, так и для населения.
В этих условиях Драги предлагает продолжить «зеленый» энергопереход Старого континента, использовав «продвинутость ЕС» в этой теме. «Декарбонизация может стать для Европы возможностью как занять лидирующие позиции в области новых экологически чистых технологий и системных решений, так и переориентировать производство электроэнергии на безопасные и недорогостоящие экологически чистые источники энергии, которыми ЕС располагает в изобилии. Однако сможет ли Европа воспользоваться этой возможностью, будет зависеть от того, насколько все политические меры будут согласованы с целями ЕС по декарбонизации.» 14 По мнению М. Драги «реализация этой стратегии потребует совместного плана по декарбонизации и повышению конкурентоспособности, в котором вся политика будет согласована с целями ЕС. Приоритетные области, требующие решения, включают, во-первых, снижение затрат на электроэнергию для конечных потребителей за счет использования преимуществ декарбонизации и ускорения процесса декарбонизации энергетического сектора экономически эффективным способом, используя все доступные решения. Во-вторых, использование промышленных возможностей, предоставляемых переходом к «зеленой» экономике, начиная от того, чтобы оставаться на переднем крае инноваций в области чистых технологий и заканчивая масштабным производством экологически чистых технологий и использованием возможностей, связанных с цикличностью. В–третьих, создание равных условий в секторах, более подверженных недобросовестной конкуренции из-за рубежа и/или сталкивающихся с более жесткими целями по декарбонизации, чем их международные конкуренты, включая применение тарифов и других торговых мер там, где это оправдано».15
2 октября 2024 член Исполнительного совета Европейского ЦБ Изабель Шнабель, развивая план своего бывшего шефа, откровенно заявила:
«Усилия по декарбонизации являются экономической необходимостью. Европа инвестировала больше, чем другие страны, в то, чтобы стать лидером в переходе к «зеленой» экономике. Сейчас не время отступать. Европе необходимо продолжать инвестировать в «зеленые» технологии и инновации, чтобы превратить «зеленый» переход в двигатель экономического роста. Чем скорее Европа сократит потребление энергии без использования углекислого газа, тем быстрее она снизит свою зависимость от иностранных поставщиков и восстановит ценовую конкурентоспособность, поскольку предельные затраты на возобновляемые источники энергии практически равны нулю».16
М. Драги предлагает увеличить субсидии для европейских энергозатратных производств и на развитие «зеленой энергетики», рекомендуя странам ЕС взять совместный кредит, выпустив еврооблигции/евробонды в объеме 450 миллиардов евро.17
Однако такой выход из порочного круга, в который попала Европа со своим «зеленым» курсом, совсем не очевиден, а чреват новым сонмом проблем.
«Доктор» Драги утверждает, что декарбонизация может повысить конкурентоспособность при правильном управлении, но может подорвать ее при плохом исполнении, особенно если она зависит от субсидируемых государством китайских «зеленых технологи». Конечно, программа по декарбонизации открывает возможности для роста промышленности ЕС. ЕС является мировым лидером в области экологически чистых технологий, таких как ветряные турбины, электролизеры и низкоуглеродистые виды топлива, и здесь разрабатывается более 20% мировых чистых и устойчивых технологий. Однако, как считает сам М. Драги, нет гарантии, что Европа воспользуется этой возможностью.18
Благодаря мощной комбинации масштабной промышленной политики и госсубсидий, быстрым инновациям, контролю над редкоземельным сырьем и способности производить продукцию в глобальных масштабах китайская конкуренция становится все более острой в таких отраслях, как производство солнечных батарей, турбин для ветряных электростанций и электромобилей.
Растущая зависимость от Китая может стать самым дешевым и эффективным способом достижения европейских целей в области декарбонизации.
Однако спонсируемая государством китайская конкуренция уже сегодня реализует угрозу для европейских производителей в области «зеленых технологий» и автомобилестроения.
Это отчетливо видно на примере превращения Германии из локомотива в «больного человека Европы». Два десятилетия назад китайские фирмы специализировались в основном на производстве товаров с низкой стоимостью, таких как одежда, обувь или пластмасса. Сегодня Китай наращивает производственные мощности в отраслях с высокой добавленной стоимостью, таких как автомобилестроение и специализированное машиностроение.
В то время как европейские государства пытаются сократить выбросы CO2 на 55% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года, китайские фирмы готовы доминировать на мировом рынке электромобилей и в цепочках поставок полезных ископаемых, используемых в безуглеродных технологиях.
Более 90% солнечных панелей, установленных в Европе в 2023 году, были произведены в Китае, 25% продаж электромобилей в Европе в 2024 году, как ожидается, будут импортированы из Китая, что на 5 процентных пунктов выше, чем в предыдущем году.19
Продвижение Китая вверх по цепочке создания стоимости не только напрямую снижает спрос на товары из еврозоны, но и превращает Китай в серьезного конкурента на третьих рынках.
М. Драги не только проследил причины и ход течения «европейской болезни», но и выдал и рецепт лекарства.
В его докладе выделяются три способа «возобновить экономический рост»: сократить отставание в области инноваций от США и Китая в ключевых технологиях, ускорить декорбанизацию и обезопасить цепочки поставок от геополитической зависимости, которая может превратиться в уязвимость.20
Чек «доктора» Драги за этот рецепт поражает.
Он считает, что блок нуждается как в государственных, так и в частных инвестициях в размере 750-800 миллиардов евро в год (более 5% ВВП ЕС).21 Около 450 миллиардов евро из этих средств пойдут на развитие «зеленой энергетики». Для сравнения, это более чем в два раза больше, чем Европа вкладывала в свое восстановление после Второй мировой войны. Во время осуществления Плана Маршалла по восстановлению экономики Европы (1948-1951) сами европейские страны ежегодно расходовали на это 2% своих ВВП.
Перспективы принятия и эффект от реализации рецепта от доктора Драги не ясны, хотя отчет выглядит как дорожная карта на следующий пятилетний срок для Европейской комиссии.
Главный риск заключается в том, что ценные и практические предложения доклада могут быть сведены на нет бесконечными дебатами о совместном финансировании и еврооблигациях, которые сталкиваются с противодействием государств - финансовых спонсоров ЕС, таких как Германия, стран Бенилюкса и Скандинавии.
Стремление Драги к новой эмиссии долговых обязательств, вдохновленное планом по борьбе с COVID (NextGenEU), традиционно отвергается Германией и Нидерландами.
Министр финансов Германии Кристиан Линднер немедленно заблокировал эту идею. Председатель ЕС фон дер Ляйен ее тоже не поддержала. Увеличение объема «собственных ресурсов» для финансирования бюджета ЕС также остается весьма спорным, независимо от политической ситуации, равно как и реформирование энергетического рынка путем отделения цен на возобновляемые источники энергии от цен на ископаемое топливо.
Проект по созданию союза рынков капитала ЕС блокируется небольшими государствами-членами Евросоюза. А предложение о распространении голосования квалифицированным большинством на большее число областей политики вызывает противоречивую реакцию среди 27 стран ЕС.22
Доклад/план Драги может оказаться на полке «отложенных на неопределенный срок проектов».
2 https://www.chathamhouse.org/2024/09/mario-draghis-eu-competitiveness-report-sets-political-test-eu
4 Там же с.2
5 Там же
6 https://www.thenation.com/article/archive/european-union-election-economy/
8 https://www.ft.com/content/5009e314-fc27-4d7f-8e42-9dbede842991
9 https://www.thenation.com/article/archive/european-union-election-economy/
11 https://www.ecb.europa.eu/press/key/date/2024/html/ecb.sp241002_2~4fbb6ea450.en.html
13 https://www.thenation.com/article/archive/european-union-election-economy/
15 Там же с.38
16 https://www.ecb.europa.eu/press/key/date/2024/html/ecb.sp241002_2~4fbb6ea450.en.html
18 Там же с.36
19 https://www.thenation.com/article/archive/european-union-election-economy
21 Там же
22 https://www.csis.org/analysis/draghi-report-strategy-reform-european-economic-model
2024 год
Ноябрь
Октябрь
Сама себя раба бьёт, что не чисто жнет
Сентябрь
Выборы в США 2024. Дебаты прошли, интрига осталась
Август
Стоит ли менять коней на переправе?
Июль
Итоги выборов в Великобритании: перевернутая страница или бег по кругу?
Июнь
Май
Апрель
Март
Трамп против Байдена (Необыкновенный матч, мультфильм 1955 года)
Февраль
Январь
2023 год
2022 год
Декабрь
С Новым годом российская экономика
Ноябрь
Октябрь
Европейский сад. Зима 2022-2023 близко.
Сентябрь
Королева умерла - надолго ли король?
Август
Июль
«А вы, друзья, как ни садитесь…»
Июнь
Май
Вячеслав Никонов: События вокруг Украины не достигли остроты Карибского кризиса
Март
Санкционный угар от Байдена: глобальные последствия
Февраль
Шахматная доска перевернута – обратный отсчет завершен
Январь
2021 год
2020 год
2019 год
Декабрь
О геологии, географии, мировой политике и немного об энергетической безопасности
Ноябрь
Острый эндшпиль в партии
«Северный поток – 2»
Октябрь
Сентябрь
Единый день голосования:
уже матрица или еще подумать?
Август
Двадцать лет Путина — взгляд из-за рубежа
Июль
Современный либерализм: «конец истории» превратился в кризис жанра
Июнь
Новое или еще не забытое старое
Май
Американские санкции:
история, инструментарий и последствия
Апрель
Украина: накануне решающего выбора
Март
Весна: на Украине политическая распутица
Февраль
«Северный поток – 2»: рубеж взят.
Берлин убедил Париж
Январь
2018 год
Декабрь
Игра с огнем или танец с сабельками
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь
День выборов. Где тонко, там и рвется
Август
Июль
Реформы правительства – первый блин…
Июнь
Май
Апрель
Март
Февраль