Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.
17.02.2025 | События
Переговоры президентов России и США могут состояться уже в конце февраля. Фото: GLOBAL LOOK PRESS
«Трамп нам не хамит, как Байден. Но ухо надо держать востро»: Что ждать России от переговоров с США в Саудовской Аравии
Никонов: Российская группа тоже готовится отправиться в Эр-Рияд
на переговоры
В это воскресенье на лентах мировых информагентств появилась такая новость: «Делегация США направится на переговоры с Россией в Саудовскую Аравию вечером 16 февраля и рассчитывает на серьезный прогресс в урегулировании украинского конфликта, - заявил спецпосланник Трампа по Ближнему Востоку Стивен Уиткофф».
В эти же часы пришла информация и о том, что переговоры президентов России и США могут состояться уже в конце феврали.
Эту тему мы обсудили с первым заместителем председателя Комитета Госдумы по международным делам Вячеславом Никоновым.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Вячеслав Никонов.
Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ
…- Вячеслав Алексеевич, ну, пока вот такие утечки из Америки, из-за океана… Есть и следующая информация: «после старта переговоров к ним подключат Киев и Европу». Об этом заявил Госсекретарь США Рубио в интервью Си-Би-Эс. Он, в частности, отметил, что «для переговоров страны должны обеспечить нормальное функционирование посольств». Вот чего у нас нет, да… Такие пока скудные сведения из-за океана. Ну, мы же с вами умеем читать международную информацию и между строк?
- В данном случае, Александр, чего тут читать между строк, если все сказано достаточно прозрачно? Что делегация США едет, довольно представительная.
И - надеется встретиться с российскими переговорщиками и уже в общем-то была с нашей стороны информация о том, что не исключена встреча президентов в ближайшее время.
Поэтому, конечно, это серьезный переговорный формат, который там готовится.
Ясно, что он будет таким же серьезным и с нашей стороны, хотя пока официально состав переговорщиков еще не оглашался. Но группа уже существует и тоже готовится к тому, чтобы отправиться в Саудовскую Аравию и начать переговорный процесс. Поскольку три года вообще никто ни о чем не говорил, - то есть, о чем поговорить.
- И - вопросы, связанные с посольствами…
- Да, вы правы, это один из важных моментов. Потому что нормальных условий для работы посольств нет. У нас и посла-то сейчас нет в Соединенных Штатах, агреман пока что не получен с американской стороны.
СПРАВКА «КП»
Агреман в дипломатии (от фр. agrément — «одобрение, согласие») — предварительное согласие одного государства на назначение определённого лица в качестве главы дипломатического представительства другого государства.
- Поэтому - да, надо договариваться нормально и о дипломатических каналах взаимодействия.
Ну, и о каких-то уже, наверное, контурах возможного украинского урегулирования, которое бы принимало во внимание все наши озабоченности и интересы.
- А вот что касается посла США в Москве - Линн Мари Трейси…
- Она на днях приезжала в здание МИД России - для обсуждения работы загранучреждений…
Но, насколько я знаю, других содержательных вопросов не обсуждала.
Посмотрим. Вообще, конечно, ситуация интересная, на самом деле. Потому что Соединенные Штаты уже обозначили целый ряд своих основополагающих как бы подходов, которые заключаются в том, что они не видят Украину в НАТО, что уже само по себе неплохо.
Они также считают, что там - на территории Украины - не должны быть миротворцы под эгидой НАТО, что тоже можно рассматривать как какой-то позитивный момент.
И я не вижу серьезного желания американцев продолжать финансировать Украину. По крайней мере, до того момента, когда они подпишут все документы, связанные с передачей в собственность США всех недр Украины.
Будем смотреть.
- То есть, успокаиваться мы не должны…
- В любом случае, конечно, ситуация для нас достаточно непростая. Потому что понятно - Соединенные Штаты будут предпринимать все, чтобы лишить нас победы и сделать максимально много для киевского режима, который Вашингтон собирается по-прежнему держать у себя в кулаке.
Поэтому будем вести переговоры, а дальше - дипломатия, причем, достаточно тяжелая… Ведь с американской стороны слышатся не только разговоры позитивные в адрес России.
- То есть?
- Да, Трамп нам не хамит, в отличие от Байдена, но при этом постоянно какие-то «кнуты» появляются. Когда заявляют о том, что там «большая семерка» уже договорилась, что будет вводить дополнительные санкции, если Россия не пойдет на американские условия. Или - что Соединенные Штаты продолжат оказывать помощь Украине, если Россия не будет идти навстречу. И так далее.
Там уже много чего они наговорили. Поэтому тяжелый будет процесс переговорный. Хотя сам по себе, я считаю, он полезен, потому что всегда в мире политики лучше разговаривать, чем не разговаривать.
- А у Молотова были подобные ситуации, вот если параллели проводить с тем временем…
- У Молотова такого не было, когда бы с ним три года вообще никто не разговаривал. Такого в эпоху Советского Союза вообще не случалось. Разговаривали всегда. Ну, если только после того, как был заключен пакт (речь о пакте «Молотова - Риббентропа» от 23 августа 1938-го - договор о ненападении с Германией. - А.Г.) у нас были достаточно сложные отношения с западными державами – да, это было так. Но в любом случае, аналогий тут, конечно, нет никаких.
- Только исторические факты, о которых мы не забываем.
- Да, мы помним. Все мы помним. И Минск мы помним, когда «партнеры» у нас висели на руках, изображая мирный процесс.
- Да. А потом сами во всем признались. Ну, по крайней мере, Меркель.
- Ну, да, а потом откровенно признались, что все это было для того, чтобы довооружить Украину и продолжать военные действия на Донбассе.
Тут не нужно забывать и то, что не мы начали войну в 2014-м, как это нам пытаются досказать западные руководители и эксперты…
- Да они все понимают, они ж не такие дураки…
- Я думаю, не понимают.
- Понимают, мне кажется.
- Ну, кто-то, может быть, но в основном, я думаю, нет.
- Ладно, будем ухо держать востро.
- Хорошо.
Александр ГАМОВ
Обозреватель