Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.
17.05.2024 | События
Вот эти отношения «спина к спине», они очень важны.
И спину свою ты доверишь только лучшему другу. И это о многом говорит.
Фото: REUTERS.
Россия и Китай теперь - в одном ракетоносце, который США не по зубам
Вячеслав Никонов: США потеряли разум после заявлений Си Цзиньпина и Ван И
Первый замглавы Комитета Госдумы по международным делам, президент Фонда «Русский мир», внук сталинского наркома Вячеслава Молотова - с политическим обозревателем KP.RU Александром Гамовым
…- Вячеслав Алексеевич, сегодня - второй день визита Владимира Путина в Китай. Вы знаете, у меня такие ностальгические чувства, я почему-то вспоминаю свое детство, город Новотроицк Оренбургской области. У нас очень много китайцев было, и даже ребятишки были от смешанных браков, мы вместе играли. Потом, когда я в школе учился, начались осложнения, был остров Даманский. Потом я сам был несколько раз в Китае, в том числе и с Владимиром Путиным. И у меня такое ощущение, что сейчас мы возвращаемся в то время, когда, как вчера Путин процитировал слова песни: «Русский и китаец - братья навек». Мы уже достигли этого, нужного обеим странам, уровня отношений или пока на пути к этому? И главное ли это во время визита?
- Ну, смотрите… По каким-то параметрам мы сильно вышли вперед по сравнению с тем уровнем отношений, который был во времена вашей ранней юности. А по каким-то направлениям, наверное, отстаем…
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ
- Но в целом, Александр, конечно, сейчас - беспрецедентный уровень доверия между двумя странами. И Китай - совершенно другая страна.
- Это - смотрятся с чем сравнивать…
- Если, условно говоря, 75 лет назад, когда были установлены дипломатические отношения, когда создалась Китайская Народная Республика, Советский Союз, очевидно, выступал старшим братом, помогал, создавал промышленность, подтягивал, подставлял плечо и так далее… То сейчас это партнерство - на равных. Это - уже равные братские отношения.
Причем - они становятся все теснее и теснее.
Китай, конечно, в последние годы сделал колоссальные рывок. Я, как и вы, Александр, тоже много раз бывал в Китае в последние годы.
Первый раз я там был в 1994-м в составе парламентской делегации.
Всего 30 лет назад в Пекине машин не было, люди в синих робах передвигались на ржавых велосипедах.
Сейчас Китай – это 80% мирового промышленного производства, первая экономика в мире и первое место в мире по производству машин.
Это уже совершенно другая страна, которая сама способна стать нашим надежным стратегическим тылом.
И неслучайно, когда я в последние разы тоже встречался с товарищем Си Цзиньпином в составе парламентских делегаций, слышал от него не раз ту формулу, которая звучала еще тогда, в 1949-м - 1950 году в отношениях между Сталиным и Мао Цзэдуном – спина к спине.
Вот эти отношения «спина к спине», они очень важны. И спину свою ты доверишь только лучшему другу. И это о многом говорит.
Кроме того, конечно, Китай сейчас не рассматривает нас как вызов, он нас рассматривает как большую возможность, мы в одной лодке, за что спасибо Соединенным Штатам Америки…
- Как?
- Это они нас посадили в одну лодку просто, и плотно заставили там сидеть. Записав в своих доктринальных документах, что у Америки два главных врага – Россия и Китай.
Ну, чего же они хотели после этого?
- Лодка же нормальная, Вячеслав Алексеевич, да? Она течь не даст? То есть, на плаву, хорошая лодка.
- Ну, она такая - атомная и сильная, подводная, надводная. То есть, это такой ракетоносец могучий, который, конечно, уже абсолютно не по зубам Соединенным Штатам Америки.
- Вместе мы - сила.
- Сейчас ясно, что совокупная мощь России и Китая заметно превосходит мощь не только Соединенных Штатов, но и Запада в целом.
Ну, в мире сейчас три сверхдержавы, все это признают, в общем. Это мы, Китай и Соединенные Штаты. И вот когда две из трех оказываются в одном ракетоносце, то уже третьей, я думаю, достаточно несладко.
И они нам продолжают помогать…
Историк, писатель, политолог, внук Вячеслава Молотова - Вячеслав Никонов.
Фото: Олег РУКАВИЦЫН.
- Соединенные Штаты?
- Да. Неслучайно буквально за дни до визита Путина в Китай американцы ввели и новый пакет санкций против китайских компаний, которые сотрудничают с Россией. И - - ввели совершенно безумные экспортные пошлины на китайские товары, прежде всего, на электромобили - пошлины стопроцентные.
- В общем, полное безумие с американской стороны.
- Да…Я уж не говорю, что они ввели пошлины на китайскую сталь, на электронику. Представляете, какие цены будут на продукцию в самих Соединенных Штатах!
Уверен, что эти американские шаги, они только подталкивают, делают теснее наше сотрудничество.
И то, что мы вчера прочли в подписанном в Пекине совместном российско-китайском заявлении в отношении Запада, это абсолютно беспрецедентно. То есть там такие оценки политики Соединенных Штатов и Запада, которые невозможно было себе представить не то что 5 лет назад, но и год назад.
Сейчас ясно, что совокупная мощь России и Китая заметно превосходит мощь
не только Соединенных Штатов, но и Запада в целом.
Фото: REUTERS.
«В США ПОТЕРЯЛИ РАЗУМ»
- Что вас, прежде всего, если говорить об этом заявлении, - впечатлило?
- Ну, в первую очередь меня в этом совместном заявлении заинтересовал раздел, касающийся наших двусторонних отношений.
И вот там прошлись по всем болевым точкам, связанным и с взаимными расчетами, что сейчас является такой достаточно острой проблемой, и с доставкой наших энергоносителей в Китай.
Мы знаем, есть проблемы с «Силой Сибири-2», которые сейчас там возникают, и трансграничные проблемы. То есть, весь спектр болевых точек, он там обозначен. И, я уверен, уже найдены практические решения, которые позволят нам качественно увеличить и наш товарооборот.
- А намного?
- Неслучайно уже говорят о 300 миллиардах долларов как возможной цели. (Хотя доллары, уже, в общем-то, мы не используем во взаимной торговле, на 95% - это рубли и юани.)
- Большая часть в заявлении уделена западу.
- Да, и там перечислены, очень детально, практически все американские прегрешения, которые мы единодушно отвергаем и осуждаем… Начиная с создания биологических лабораторий в различных странах мира, кончая политики санкций, разного рода торговых войн, которые ведет запад, вмешательства во внутренние дела различных государств.
То есть, весь список американских прегрешений там, по существу, назван. И мы продемонстрировали полное единство позиций. А на фоне заявлений, которые прозвучали в Китае не столько со стороны Си Цзиньпина, сколько со стороны, скажем, министра иностранных дел Ван И - что в Америке вообще потеряли разум… Я, честно говоря, никогда не думал, что китайцы дойдут до такой риторики в отношении Соединенных Штатов.
- Теперь мы уже спина к спине снова. Нам проще, легче, спокойнее будет дышать в этом мире?
- Конечно. Нам уже легче, проще и спокойнее.
Вообще-то, мы дышим нормально в отличие от Запада, который дышит, по-моему, весьма нервно и часто. А мы - спокойно и полной грудью.
Поэтому, да, Китай и Россия развиваются и по отдельности, и друг другу помогают развиваться. Мы не конкуренты на мировой арене, напротив, - продвигаем совместную повестку дня. Мы сотрудничаем, для того чтобы улучшить отношения между нашими странами и положение каждой из наших стран.
То есть это заинтересованность в развитии друг друга, тогда как Запад сейчас способен ставить только палки в колеса, он неспособен помогать развитию.
КСТАТИ - А ЧТО СОВЕТОВАЛ СТАЛИНСКИЙ НАРКОМ?
- Вам дедушка Молотов что про Китай говорил, что советовал?
- Ну, он много чего про Китай говорил, советовал. И у меня достаточно много осталось рукописей Молотова, особенно - за тот в период, когда он уже был на пенсии. Дед внимательно следил за Китаем и довольно многое из своих размышлений положил на бумагу.
Естественно, рассказывал о том, как Мао Цзэдун приезжал в нашу страну, как он в течение нескольких недель реально с ним общался. Потому что Сталин выдерживал Мао, не стал сразу принимать, он еще какое-то время жил на даче, ожидая приема И Молотов был таким главным связующим звеном, он общался с ним очень много, много о нем рассказывал.
Но потом, когда Хрущев и китайская Компартия сошлись в клинче, одно из обвинений против Молотова как раз заключалось в том, что он занимал более прокитайскую позицию, чем Политбюро (Президиум ЦК он тогда назывался). И Молотов считал, что в конфликте между Китаем и Советским Союзом в гораздо большей степени виноват был Советский Союз, это была его позиция.
- Молотов сейчас бы нас похвалил за ту работу, которую Россия с Китаем проводят?
- Знаете, он считал, что тогда разрыв с Китаем был главной внешнеполитической, и вообще - стратегической - ошибкой Советского Союза, которая ослабила нашу страну колоссально. Потому что Советский Союз и Китай были столпами мировой социалистической системы.
У Китая была своя система влияния в Восточной Азии, у нас – в Европе, и вот этот социалистический лагерь огромный, он был в то время абсолютно непобедим.
И, рассорившись тогда с Китаем, считал Молотов, мы сделали и себя, и Китай - уязвимыми.
Поэтому, геостратегически, геополитически, да с любой точки зрения российско-китайский союз, альянс, как угодно (а я считаю, у нас сейчас более даже чем союзнические отношения) – это, безусловно, один из главных стратегических козырей нашей страны.
А для Китая отношения с Россией – один из главных их стратегических козырей, ну, помимо, естественно, собственной экономической мощи, которую сейчас абсолютно никто не может превзойти, и не превзойдет в обозримом будущем.
- Значит, Вячеслав Михайлович Молотов нас бы с вами похвалил, я так понял.
- Безусловно.
- Спасибо вам огромное.
Александр ГАМОВ
Обозреватель