Основан в 1993 г. в целях объединения
и координации усилий политиков,  общественных деятелей, ученых
для содействия решению актуальных вопросов в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества
и правового государства.

Публикации / 2000 / 10 / 21

Рубикон Содружества

В последние две недели, когда внимание мировой общественности было приковано к Югославии и Ближнему Востоку, ничуть не менее интересные и в перспективе не менее важные события происходили на пространствах Содружества независимых государств.

Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан создали в Астане Евразийское экономическое сообщество (ЕАЭС). Они же плюс Армения заключили Бишкекское соглашение об углублении сотрудничества в военной сфере. Владимир Путин проводил переговоры с Нурсултаном Назарбаевым, Леонидом Кучмой и Александром Лукашенко. Вице-премьер Илья Клебанов вел тяжелые бои в Тбилиси с Эдуардом Шеварнадзе. Турецкий президент Ахмет Сезер нанес блицвизит в страны Средней Азии, а американские дипломаты переговаривались в Москве о сотрудничестве в противодействии терроризму и талибам. Украина договаривалась о поставках газа из Туркмении, Азербайджан, Турция и Грузия форсировали подписание документов о строительстве газопровода Баку - Джейхан, а “Газпром” - о создании российско-итало-франко-германского консорциума для прокладки трубопровода на запад в обход Украины.

Эта беспрецедентная и на первый взгляд хаотичная дипломатическая активность в СНГ на самом деле делает нас свидетелями динамичной перегруппировки сил внутри Содружества.

На протяжении всех последних лет Россия предпринимала безуспешные попытки реанимировать СНГ, однако бывшие советские республики под шумок разговоров о нерушимом братстве народов все дальше расходились по группам интересов. Похоже, Владимир Путин решил наконец назвать вещи своими именами.

Его политика стала строиться на осознании существования основополагающих различий между странами СНГ в их отношении к России, Западу, в желании выстраивать более тесные связи между собой. Прекратив попытки наладить интеграцию по минимуму, которая устраивала бы Украину или Грузию, российское руководство взяло курс на “СНГ разных скоростей”. По аналогии с популярной в 70-е годы концепцией “Европы разных скоростей”, где степень интегрированности отдельных стран в евроструктуры определялась готовностью этих стран участвовать в строительстве единой Европы.

Важнейшим компонентом новой стратегии России стало закрепление интеграционного “ядра СНГ”. Входящие в это ядро государства сделали шаг от аморфного Таможенного союза к гораздо более организованному Евразийскому экономическому сообществу. Пять стран ЕАЭС перешли на стандартную международную практику принятия решений, при которой количество голосов каждой из них будет пропорционально долям, внесенным в бюджет сообщества. Возникает каркас полноценной интеграционной организации, где государства фактически передают ей часть своего суверенитета. В СНГ этого никогда не было.

Соглашение о статусе коллективных сил безопасности стран Договора о коллективной безопасности (сам ДКБ можно уже смело переименовать из Ташкентского, коль скоро Узбекистан в нем не участвует, в Бишкекский) позволяет покончить с декларативным характером военного сотрудничества. Впервые предусмотрена возможность отправки воинских контингентов в случае угрозы безопасности союзников, создаются коллективные региональные силы на западном, южном и центральноазиатском направлениях. Это становится уже очень похожим на настоящий военный блок.

При этом для союзников предусматриваются привилегированные отношения и в других областях. Так, заявив о выходе из общего договора СНГ по безвизовой зоне, Россия подтвердила отсутствие виз для стран ЕАЭС и ДКБ. Для различных стран СНГ в зависимости от их желания поддерживать союзнические отношения с Москвой устанавливаются различные тарифы на российские энергоносители. Украине ясно дано понять, что она не может рассчитывать на те же цены на газ, по которым его получает союзная нам Белоруссия. Путин договорился с Кучмой о том, что Украина прекратит реэкспорт российского газа на Запад и переоформит свою задолженность за его перекачку в госдолг, который будет погашаться акциями украинских газовых компаний. Одновременно потянется газопроводная нитка через Словакию и Польшу, где газ воровать не принято.

Ясно, что меры по укреплению ядра СНГ вызвали болезненную реакцию у тех участников Содружества, которые хотели бы интегрироваться не столько с Россией, сколько в противовес ей. Что они, впрочем, и делали в предыдущие годы, оформив внутри СНГ альтернативную группировку - ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), которая очень по душе тем, кто недолюбливает нашу страну. Украина бросилась покупать газ в Туркмении и, уверен, в ближайшее время могут возникнуть проблемы с реализацией сочинских договоренностей Путина и Кучмы по передаче нам за долги части украинских газопроводов.

Дружественная ГУУАМу, но не СНГ Турция забеспокоилась российским дипломатическим наступлением в Средней Азии, “куратором” которой в духе пантюркских идей считает себя Анкара. Отсюда - поспешные визиты Сезера в Ашхабад, Ташкент, Бишкек и Астану. Одновременно Турция вместе со своим верным союзником Азербайджаном и Грузией поспешила нанести удар по российским интересам, педалируя решение вопроса о транспортировке каспийской нефти в обход нашей страны.

Грузия стала жестко настаивать на ускоренном выводе российских военных баз со своей территории и вытащила на свет божий, казалось, давно умершую проблему мифического “российского долга” за активы бывшего СССР. Узбекистан, резко изменив свою позицию, присоединился к коллегам по ГУУАМ, заявляя, что афганские талибы не так плохи, как их рисуют, и с ними можно иметь дело. Не понятно, правда, как эту позицию ГУУАМ собирается продавать своим американским друзьям, которые на переговорах в Москве заняли жесткую антиталибскую позицию.

Итак, сегодня уже можно говорить, что на развалинах СНГ образуются две организации ЕАЭС - ДКБ и ГУУАМ. Развалины пока постоят, саммиты Содружества еще возможны. Распадется ли СНГ окончательно или возникнет тенденция к сближению двух его составляющих - во многом зависит от России, от того, насколько притягательной она окажется в экономическом и политическом отношениях в ближайшие годы.

В. Никонов

© Copyright Фонд «Политика», 2016

Россия 101000,

г. Москва,

Б. Златоустинский пер,

дом. 8/7

Тел.: +7 495 624-2280

Факс: +7 495 624-1081

E-mail: info@polity.ru

www.polity.ru