Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.

22.08.2024 | События

Фото: Оксана ЗУЙКО

 

«И тогда Сталин сказал Риббентропу - а давайте позвоним Гитлеру»

Внук Молотова рассказал о подписании пакта о ненападении СССР
и Германии

 

23 августа 1939 года в Кремле, в присутствии Сталина, был подписан Договор о ненападении между Советским Союзом и гитлеровской Германией. О закулисье — предвоенном и сегодняшнем - этого события «Комсомольской правде» рассказал первый зампред Комитета Госдумы по международным делам, Вячеслав НИКОНОВ.

 

ВЫИГРАЛИ ДВА ГОДА

 

- Вячеслав Алексеевич, вот как внук Вячеслава Молотова, бывшего наркома иностранных дел СССР, подписавшего пакт с Риббентропом, скажите — чего все к нему привязались, такие же договора с Гитлером были и у других стран Европы?

 

- Антироссийская, а до этого - антисоветская истерика, она же никогда не прекращалась. Западу надо доказать, что это не он подготовили почву для бойни, а Советский Союз. Хотя я считаю, что дата начала Второй мировой – 1 сентября 1939-го, день нападения Германии на Польшу - тоже условная.

 

- Почему?

 

- К этому дню Япония, союзник Третьего Рейха, уже завоевала в Маньчжурии территорию в три раза больше Польши. Уже погибло более 10 миллионов китайцев. И полумиллиона эфиопов — это еще один союзник Гитлера Италия вела войну в Африке. И все это не считается почему-то. Какая же это мировая война, если в нее еще не вступили великие Англия и Франция?

 

- Ничего не меняется: Запад считает себя центром Вселенной…

 

- Это серьезный такой расизм. А то, что накануне Второй мировой Запад имел плотные отношения с Германией и никаких отношений с СССР, просто замалчивается. Ведь именно европейцы контактировали с Гитлером. Вот Чемберлен, премьер Великобритании, вообще никогда не летал на самолете. Боялся. И в первый раз это сделал, чтобы слетать к Гитлеру. Потом еще три раза летал, и все три раза — опять к Гитлеру. Договорились о разделе Чехословакии. И это тоже не считается.

 

- Это другое.

 

- Во именно. Сталин последним из лидеров крупных держав стал разговаривать с Германией.

 

- Если бы пакта Молотова-Риббентропа не было, это изменило бы планы Гитлера?

 

- Безусловно, нет. Просто война между Германией и СССР началась бы не 22 июня 1941-го, а осенью 1939-го, когда мы к ней были готовы гораздо меньше.

 

Германия просто безостановочно через Польшу прямиком выходила бы на границы с Советским Союзом. Вы что думаете, в Кремле не читали «Майн кампф» и не знали планов Гитлера на завоевание жизненного пространства на востоке? И на истребление «неполноценных» народов, к которым нацисты относили и прибалтов с поляками, не говоря уж про русских и украинцев.

 

«Пакт» позволил выиграть для подготовки к войне два года, за которые военный и экономический потенциал Советского Союза удвоился. За два года удвоился!

 

И больше половины бюджета шло на оборону.

 

Ну и, конечно, территории, которые мы получили благодаря «пакту». Их немцам в 1941-м надо было преодолевать, прорываться сквозь них.

 

И надо еще понимать, что в тот момент – в 1939 году, у нас уже шла война на Дальнем Востоке, на Халхин-Голе. И если бы не был заключен «пакт», СССР пришлось бы воевать на два фронта – и с Германией, и с Японией.

 

- А почему вообще пакт был подписан в Москве, а не в Германии?

 

- В Берлин Молотов не поехал бы, это уж точно. К Гитлеру ездили лидеры Запада, они его считали классово своим. Они с ним выпивали, подписывали договоры. А Сталин как раз этого не делал. Лидеры Запада даже ни разу не позвонили Сталину. И тогда в Москве решили пригласить Риббентропа.

 

Когда он летел в Советский Союз, у него был только проект договора, который направил ему Молотов. А текста Секретного протокола вообще еще не было.

 

Сталин последним из лидеров крупных держав стал разговаривать с Германией

Фото: GLOBAL LOOK PRESS.

 

ВСТРЕЧАЛИ ФАШИСТСКИМИ ФЛАГАМИ С «МОСФИЛЬМА»

 

- А дед вам что рассказывал про это? Вы же были уже взрослым, ученым начинающим. Какие у вас были беседы?

 

- Много было бесед. Он говорил, что была большая проблема - протокол встречи Риббентропа.

 

- Как понять?

 

- Флаг, гимн. Риббентроп прилетает на Ходынское поле. Как его встречать? И в итоге обнаружили большое количество немецких флагов на «Мосфильме», где снимали антифашистское кино. Быстро привезли их на Ходынку.

 

- С крестами?

 

- Со свастикой! И оркестр быстро выучил Horst-Wessel-Lied.

 

- Гимн Третьего рейха?

 

- Да. Встречал Потемкин — зам. наркома иностранных дел. После чего Риббентроп отправился в посольство и оттуда уже в Кремль. И, собственно, все переговоры шли в кабинете Молотова.

 

- А Сталин?

 

- Очень часто международные переговоры шли так, что Сталин заходил к Молотову.

 

Если бы пакта Молотова-Риббентропа не было, это изменило бы планы Гитлера

Фото: GLOBAL LOOK PRESS.

 

- Мимоходом, с трубочкой.

 

- Официальным лицом же был Молотов. Он и председатель правительства тогда, и нарком иностранных дел. А Сталин - только Генеральный секретарь ЦК. У него не было формальной госдолжности.

 

Риббентроп приходит к Молотову вместе с Шуленбургом - послом Германии. Они оторопели, потому что там уже был Сталин. Сталин ждал их. Шуленбург много лет был послом в СССР, но Молотов впервые его к себе пригласил. И он просто воскликнул от удивления, что увидел Сталина.

 

- А Молотов?

 

- Что Молотов? Пригласил за стол. Переговоры вел и он, и Сталин.

 

Риббентроп сказал, что текст, который ему прислал Молотов, его устраивает. Он готов его подписать. Без каких-либо изменений. Этот текст был написан Молотовым.

 

Сталин говорит: этого недостаточно. Мы должны договориться о зонах разграничения интересов! Где вы остановитесь-то? Для нас это важно. И надо было решать еще исторические задачи - мы же в войне с Польшей в 1920 году потеряли Западную Украину и Западную Беларусь. Надо было вернуть.

 

Тут же Риббентропу предложили идею секретного протокола. Естественно, текст уже был готов с нашей стороны.

 

- На немецком языке?

 

- Естественно, и на русском, и на немецком. Риббентроп говорит: у меня нет таких полномочий от Гитлера. На что ему Сталин: ну, какие проблемы?

 

- Сейчас позвоним Гитлеру?

 

- Свяжитесь с Гитлером. Да. Риббентроп вышел из кабинета в приемную Молотова. Там его соединили с Гитлером. И из приемной Молотова, Риббентроп, собственно, и договорился с фюрером.

 

- Адольф, привет?

 

- Да. Они, в общем, сошлись на том, что, надо подписать.

 

- А долго они разговаривали - Сталин с Риббентропом?

 

- Долго. Потом же был еще и прием. Там же в кабинете у Молотова накрыли стол.

 

- Что пили? Шнапс?

 

- Не думаю, что у Молотова шнапс стоял в загашнике. Обсуждали шампанское, которое пили, потому что Риббентроп по основной профессии - винодел. И большой специалист по шампанскому.

 

ТОСТЫ БЫЛИ ЛЮБОПЫТНЫЕ

 

- Мы, по сути, где-то обманули, да? Фашистов… Или просто быстрота и натиск не дали немцам долго думать.

 

- Гитлера это тоже устраивало, для него важна была на тот момент определенность. Он был в этом заинтересован.

 

- А много выпили?

 

- Дед не рассказывал, сколько именно. Дед вообще, как и Сталин, на таких приемах пили наперстками, и опрокидывали их не сразу. Было много тостов.

 

Тосты любопытные. Например, Сталин предложил поднять рюмки «за антикомминтерновца Сталина», при этом подмигнув Молотову.

 

- Сейчас бы сказали «Сталин потроллил».

 

- Сильно троллил. Был и тост за товарища Кагановича.

 

- А Каганович причем? Кем он тогда был?

 

- Каганович в тот момент руководил партийным аппаратом. И был в кабинете, когда начались тосты.

 

- А, тоже троллинг Сталина, учитывая должность и национальность Кагановича. И Риббентроп выпил?

 

- Риббентроп выпил за товарища Кагановича.

 

- А как Молотов вождя звал: «товарищ Сталин»?

 

- Дед вождя называл Коба. А Сталин его называл Вячеслав. Они были на «ты», знакомые с 1912-го года.

 

- Сталин похвалил Молотова за этот пакт? Что вам дед рассказывал? Может, его наградили или похлопали по плечу?

 

- Я не думаю, что он об этом как-то переживал. Эти люди делали серьезные дела, для них это был просто еще один эпизод. Хотя и важный, избавивший от необходимости через неделю воевать с немцами.

 

- Ведь они, по идее, спасли миллионы людей в Прибалтике, Западной Украине и Беларуси от лишних двух лет фашистской оккупации и фильтрации.

 

- Да, они спасли страну!

 

Сталин и Вячеслав Молотов

Фото: GLOBAL LOOK PRESS.

 

ПРИБАЛТОВ СПАСЛИ ОТ ИСТРЕБЛЕНИЯ

 

- А ведь те, кого спасли Сталин с Молотовым от истребления, это не ценят… Например, прибалты.

 

- Знаете, за что они не благодарны? За советизацию, из-за которой часть элиты этих государств оказалась в ГУЛАГе. Как вы знаете, советская власть предполагала некое поражение в правах имущих классов. А элиты не могут забыть своих страданий.

 

Но я просто напомню, что Гитлер-то собирался их уничтожить поголовно! И если бы по «пакту Молотова-Риббентропа» Прибалтика не ушла в зону интересов СССР, Гитлер оккупировал бы ее уже тогда, в 39 году, и начал уничтожать население. И «Саласпилс» появился бы не в 41-м, а раньше. («Саласпислс» - концлагерь для детей. – Авт.)

 

- Гитлер действительно собирался соблюдать этот секретный протокол?

 

- Он в любом случае готовился к войне с Советским Союзом. Но ему тоже было важно понять, где остановить войска, чтобы не дай Бог, русские не выступили на стороне поляков. СССР и в мае, и в июне, и в июле, и в августе предлагал Польше договор о взаимной помощи от агрессии. Но поляки отказались наотрез. У них же был пакт о ненападении с Германией еще с 1934 года.

 

- Они рассчитывали на честность Гитлера?

 

- Скорее, на ложь англичан. Лондон ведь с Парижем обещали гарантии безопасности Польше. Ну, немцы напали, и что сделали французы с англичанами? Объявили войну Германии, но войска даже не сдвинули. У Англии и Франции была одна задача – чтобы Гитлер воевал с СССР. А для этого – он должен был пройти через Польшу.

 

- Украина, Молдавия - они понимают, что получили от Сталина и Молотова, благодаря этому пакту?

 

- Знаете, любопытно. Когда Украина только обрела независимость, там проводили даже конференции о том, как она получала территории, и меня приглашали, чтобы я им рассказал, как это было. Но националисты все это затоптали, и все превратили в историю «советской оккупации».

 

Собирался ли Гитлер выполнять секретный протокол пакта «Молотова-Риббентропа»? Да, собирался, до 22 июня 1941 года. И выполнял! Вот по этому секретному протоколу Румыния должна была отдать нам Молдавию, поскольку отторгла ее от России в 1918 году… После подписания пакта, Молотов просто вызвал румынского посла и дал Румынии 3 дня, чтобы убраться из Молдавии. Румыны тут же бросились к Гитлеру за помощью. А Гитлер развел руками. И они убрались.

 

«ДЕД ДЕРЖАЛ СЕКРЕТЫ В ТАЙНЕ»

 

- А где сейчас секретный протокол?

 

- Тут вообще интересная история. Ведь до сих пор многие отрицают его существование. И когда у Молотова спрашивали, он отвечал: его и не было.

 

- А вам что говорил?

 

- Тоже отрицал.

 

- Так его нет, что ли, на бумаге? Его кто-то видел?

 

- Есть он. Я разбирался. Был сейф, в котором хранились все основные советские секреты.

 

- Где он стоял?

 

- Ну, когда его открыли последний раз (комиссия Яковлева), откуда извлекли и пакт, сейф стоял в кабинете Валерия Болдина, главы администрации президента СССР. А я работал как раз его помощником.

 

- И вы его, секретный протокол, видели?

 

- Да. Он необычен тем, что я первый раз видел, чтобы Молотов подписал договор латинскими буквами.

 

- Как бы по-немецки?

 

- Да. Он никогда так не подписывал документы. Почему это сделал тогда - не знаю. Спросить я уже не мог, его в живых не было. Почему он отрицал существование протокола? Во-первых, это совершенно секретный документ, а Молотов хранил секреты.

 

- А вы спрашивали все время: дед, расскажи?

 

- Его постоянно кто-то об этом пытал.

 

И второе. Внутри этого пакта уже не было ничего секретного, просто потому, что через месяц, в конце сентября 1939-го между СССР и Германией был подписан еще один договор - о границе. С картой этой самой границы (ее тут же опубликовали в газете «Правда»), которая полностью прошла по линии из Секретного протокола «пакта Молотова-Риббентропа».

 

Черненко вернул партбилет

 

… - Вот интересно, когда Молотов попал в опалу, его же госнаград - орденов и медалей не лишали?

 

- Нет, не лишали. Но его из КПСС исключили в 1962 году, объявили врагом партии, отняли партбилет.

 

- Потом реабилитировали?

 

- Ну, официальной реабилитации Молотова не было, но в 1983 году его пригласил Генеральный секретарь Константин Черненко…

 

- Молотов дожил?!

 

- Да! Черненко позвал к себе в кабинет и вручил партбилет.

 

- Вернул?

 

- Выдал новый. И дед на тот момент стал самым старым членом КПСС. Ему было 93.

 

Он тут же мне позвонил: «Слава, приезжай!»

 

Я, естественно, поехал на дачу в Жуковку. Дед - довольный, сиял со страшной силой. Говорит: «Вот партбилет».

 

Налили, стол накрыли, родители мои приехали. Я тогда рассмеялся… Спрашиваю его: «Как там Черненко?» Он говорит: «Плох Константин Устинович, совсем плох». А дед-то намного старше! Но он был гораздо более бодрячком, чем Генсек.

 

Хотя 10 лет возглавлял Совнарком с 1930 по 1940 год. И за это время ВВП Советского Союза вырос на 850%, почти в 9 раз. А он же еще возглавлял и Совет обороны, то есть вся оборонка была в его руках. Не говоря уж про дипломатию.

 

Кто начал истерию по Пакту

 

- В самом деле, кто?

 

- Начали США где-то с 1946-47 годов, там выпустили первые монографии, якобы, о вине Советского Союза за развязывание Второй мировой.

 

- Писали, что СССР был союзником Германии. И даже провел осенью 1939-го совместный с гитлеровцами парад в Бресте.

 

- Нет, союзниками СССР и Германия не были. Нигде в «пакте о ненападении» нет ни слова о союзничестве. И в Бресте был не совместный парад. Там войска наоборот - расходились. Немецкие должны были уйти из Бреста, а советские - войти. А кто-то теперь говорит, что в момент передачи Бреста Советскому Союзу и ухода оттуда немцев мы должны были начать стрелять в фашистов. Серьезно?

 

Коллективный Запад - копия фюрера

 

- Если бы не «пакт Молотова–Риббентропа», немцы напали бы на СССР из Прибалтики, откуда до Ленинграда - два часа на танке. Мы бы тогда вряд ли удержали город. Это вообще важно?

 

- Настолько важно, что мы положили миллион человек, чтобы удержать. Ленинград имел и стратегическое, и экономическое, и символическое значение. Это все-таки вторая столица. Не случайно в осаде города участвовали и финны, и немцы, и испанцы, кстати, отметились.

 

- А их-то что занесло?

 

- А с кем же мы воевали во Второй мировой? С тем же самым «коллективным Западом»! 22 июня 1941 года нам объявили войну Германия, Италия, Хорватия, Словакия, Венгрия, Румыния, Финляндия... Это только те, кто объявил. Вообще, все страны нынешнего Евросоюза — это бывшая гитлеровская коалиция. Все они — лузеры Второй мировой. И не могут нам этого простить.

 

- То есть, видны параллели - прошлого с нынешним?

 

- Они прямые. Вплоть до танков НАТО под Харьковом, Донецком и Курском. Курск вообще, на мой взгляд, большая ошибка Запада.

 

Во-первых, мы будем злее.

 

Во-вторых, они там сожгут сейчас элитные части и технику ВСУ.

 

В-третьих, это ставит крест на каких-либо договорняках.

 

- Народ очень боится этих тайных пактов. Многие уверены - договариваться там не о чем и не с кем.

 

- Не о чем и не с кем, верно.

 

 

Александр ГАМОВ

Любовь МОИСЕЕВА

 

Источник

© Copyright Фонд «Политика», 2024

Россия 101000,

г. Москва,

Б. Златоустинский пер,

дом. 8/7

Тел.: +7 495 624-2280

Факс: +7 495 624-1081

E-mail: info@polity.ru

www.polity.ru