Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.
Публикации / 2019 / 10 / 25
Поддержка родных языков не только филологическая задача. Это вопрос государственной политики
25 октября председатель Комитета Госдумы
по образованию и науке Вячеслав Никонов выступил на форуме «Языковая политика: общероссийская экспертиза» и назвал основные проблемы
в организации преподавания родных языков.
Форум-диалог «Языковая политика: общероссийская экспертиза» проводится в Москве Федеральным агентством по делам национальностей. Его участниками стали эксперты в области языкознания, ученые-филологи, преподаватели русского языка и языков народов России, представители законодательных и исполнительных органов власти.
Выступая на пленарном заседании форума, Вячеслав Никонов процитировал стихотворение «Родной язык» великого поэта Расула Гамзатова и выразил уверенность в том, что «родной язык – это основа культурного кода, основа любой идентичности, любого этноса».
Политик отметил, что есть страны, более многоязычные и полиэтничные, чем Россия, - Индия насчитывает у себя 420 языков, Индонезия - 570 и так далее.
«Но, я вас уверяю, нигде в мире не уделяется такое внимание сохранению родных языков, как в нашей стране, - подчеркнул Вячеслав Никонов. - У нас только государственных языков – 35. Больше 80 языков используются в образовательной системе, существует государственная политика поддержки родных языков».
Глава профильного комитета напомнил, что в прошлом году Госдумой были приняты поправки в закон об образовании, которые позволили сделать и русский язык одним из родных языков в качестве предмета обучения. «Мы дали право родителям или другим законным представителям учеников выбирать родной язык для изучения в школе. Мы предложили идею создания Фонда поддержки родных языков, и такой фонд был создан», - отметил парламентарий.
В то же время, ситуация с преподаванием родных языков далека от благополучной, считает депутат. «По большинству из тех 86 языков, которые используются в системе образования, нет ни стандартов, ни учебников, ни преподавателей», - констатировал Никонов
Он высказал ряд претензий к составу сформированного Фонда поддержки родных языков (ФПРЯ) и его недостаточному финансированию.
«Те предложения, которые были представлены Президенту Российской Федерации, реализованы в бюджете фонда только на треть. Это значит, что операционные возможности фонда будут значительно ниже уровня, необходимого для решения базовых проблем», - пояснил депутат.
«Есть проблемы, связанные с федеральными государственными образовательными стандартами. Специалисты Комитета по образованию и науке внимательно рассмотрели эти стандарты. В деле поддержания родных языков ФГОСы не дотягивают, там вообще нет понятия государственных языков», - сообщил глава думского комитета.
Еще одной нерешенной задачей он назвал ситуацию с учебниками.
«К сожалению, проблемы, связанные с учебниками родных языков и, особенно, на родных языках – не решаются. Они и не будут решены с тем финансированием, которое существует в ФПРЯ. Кроме того, нужны дополнительные усилия субъектов Федерации и дополнительные федеральные ресурсы. Нужны квалифицированные авторы и научная экспертиза, при этом экспертов зачастую элементарно не хватает. Значит, встает вопрос о науке, так как эта научная сфера в последние десятилетия развивалась не самым лучшим образом», - пояснил Никонов.
Остро стоит и проблема подготовки кадров – учителей, которые будут преподавать родные языки и на родных языках.
«В системе педагогического образования этой проблеме уделялось не первостепенное внимание, - выразил обеспокоенность политик. - Особенно тревожной представляется ситуация с подготовкой кадров для преподавания языков коренных и малочисленных народов. По существу их подготовка шла на базе одного вуза – Института (ныне – Университета) имени Герцена в Санкт-Петербурге. Это преподавание там было прервано, сейчас оно восстанавливается, но с большим трудом».
Глава Комитета Госдумы подчеркнул, что «поддержка родных языков - задача не только филологическая, но и вопрос государственной политики».
По его мнению, «в результате усилий последних лет, месяцев, проблемы сдвигаются с мертвой точки». В их решении участвует всё большее число заинтересованных людей.
«Культурное многообразие является залогом силы нашего государства. Палитра культур, которая составляет наше единство, наш российский народ, – это огромное богатство, и его нам надо беречь», - заключил Никонов.
25.10.2019 | Комитет Государственной Думы по образованию и науке