Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.
О проектах 2020–2021 годов
Российская экономика на пути цифровой трансформации
Цифровизация стремительно меняет глобальную экономику. Не вызывает сомнений, что государства и компании, которые сумеют обеспечить благоприятную среду и возможности для освоения и широкого применения новых информационных технологий, будут задавать темп на мировом рынке. Правительство России возлагает большие надежды на принятую программу «Цифровая экономика». Ее реализация призвана обеспечить государство, бизнес, общество современными технологическими решениями, изменить управленческие подходы и производственные процессы.
В рамках исследовательского проекта Фонда «Политика» планируется проведение сравнительного анализа национальных программ и мировых тенденций цифровизации, ее позитивных последствий и рисков для социально-экономического развития. Предусматривается изучение основных направлений политики Российской Федерации в сфере цифровизации экономики. Рассматривается состояние нормативно-правовой базы по регулированию и стимулированию внедрения отечественным бизнесом цифровых разработок. Цифровизация экономики исследуется в отраслевом разрезе, при этом основное внимание уделяется производственному бизнесу. Оцениваются практики крупнейших российских производственных компаний, уровни и масштабы использования ими цифровых инструментов.
В результате реализации проекта предполагается определить стимулы и риски участия крупного производственного бизнеса в цифровой трансформации российской экономики, выявить лучшие практики и возможные проблемы внедрения цифровых технологий. Также ставится задача сформулировать предложения по закреплению публичного имиджа компаний в качестве «цифровых лидеров» и по использованию этого имиджа в интересах дальнейшей цифровизации производственного бизнеса.
Источник: minsvyaz.ru
Концепция устойчивого развития: современные тенденции
и опыт российского производственного бизнеса
Цели устойчивого развития (ЦУР), сформулированные ООН и поддержанные большинством государств мира, сегодня повсеместно интегрируются в национальные экономики. В Российской Федерации они активно реализуются при осуществлении Национальных проектов. Работа по достижению ЦУР стала одним из важных критериев оценки деятельности бизнеса. Практически все ведущие российские компании в отчетах по корпоративной социальной ответственности подчеркивают свое следование ЦУР, чтобы подтвердить соответствие бизнес-стратегий мировым стандартам и практикам.
Изучение опыта, накопленного российским бизнесом в достижении ЦУР, оценка полученных результатов и перспективных направлений в свете современных глобальных вызовов и приоритетных задач развития РФ составляют основное содержание исследовательского проекта Фонда «Политика». В качестве основного кейса выбраны компании горно-металлургического сектора, на примере которых можно рассмотреть всю главную проблематику российской экономической повестки применительно к устойчивому развитию.
В рамках проекта рассматриваются внешние и внутренние условия для реализации проектов российского бизнеса, связанных с целями устойчивого развития. Анализируются актуальные мировые тренды трактовки и применения Концепции устойчивого развития, различные аспекты имплементации ЦУР в экономической политике Российской Федерации и деятельности регуляторов бизнеса. На основании публичной нефинансовой отчетности российских компаний определяется динамика, масштаб и результативность осуществляемых проектов в контексте конкретных ЦУР.
Итоговыми результатами исследования должны стать выявление факторов, способствующих привлечению российского бизнеса, или, напротив, осложняющих его участие в достижении ЦУР, а также подготовка в данном контексте рекомендаций по улучшению взаимодействия государства и бизнеса для распространения лучших практик и инструментов реализации задач устойчивого развития.
Источник: ecologyofrussia.ru
Актуальная экологическая повестка РФ: государственная политика
и корпоративные практики
Обеспечение экологической безопасности, рациональное природопользование и компенсация нанесенного ущерба окружающей среде признаны в настоящее время как в России, так и за рубежом важнейшими целями устойчивого развития общества. По инициативе Президента и Правительства РФ значительно усилены требования российского экологического законодательства. Решение проблем загрязнения воздуха, воды и почвы, хранения и переработки промышленных отходов вынесено на уровень Национального проекта «Экология». Серьезной экономической и политической задачей становится согласование интересов бизнеса, международных и российских регуляторов по поводу т.н. «зеленой» энергетики, климатических изменений и производства продукции «без углеродного следа».
В этой связи исследовательский проект Фонда «Политика» предусматривает изучение следующего круга тем: глобальное экологическое регулирование как фактор мирового развития; риски «декарбонизации» для российской экономики и пути их преодоления; приоритеты государственной политики и современное состояние регуляторной среды в сфере природопользования; эффективность корпоративных проектов «экологизации» производства; вопросы экологической ответственности компаний на территориях присутствия.
Предполагается анализировать ситуацию в наиболее проблемных в плане воздействия на окружающую среду отраслях российской экономики (горная металлургия, нефтегазовый комплекс, нефтехимия и другие), а также кейсы, связанные с экологическими событиями, вызвавшими большой общественный резонанс. Так, в контексте крупного разлива топлива в Норильске в мае 2020 года Фондом было подготовлено исследование о мировом и российском опыте ликвидации последствий нефтяных аварий и мерах по их предотвращению.
Фото: welcomekirovsk.ru, Виталий Истомин
Российские моногорода:
проблемы и перспективы развития
Реструктуризация моногородов в связи с закрытием или перепрофилированием основного градообразующего производства является актуальной социально-экономической проблемой РФ. В стране насчитывается свыше 300 моногородов с населением более 13,5 млн человек, причем треть моногородов находится в сложной экономической ситуации. Предпринимаемые до сих пор меры поддержки и имеющиеся модели реструктуризации моногородов недостаточно эффективны. Правительство РФ продолжает искать новые инструменты развития и диверсификации хозяйственной жизни моногородов (в этом ряду: централизация и расширение полномочий ВЭБ, возможность образования федеральных территорий, введение новых преференциальных режимов, в том числе в границах Арктической зоны РФ).
В рамках проекта Фонда «Политика» рассматривается широкий круг вопросов: причины и особенности кризисной ситуации в конкретных моногородах; эффективность федеральных и региональных мер поддержки; результативность деятельности имеющихся ТОР (ТОСЭР); производственные и социальные проекты реструктуризации в рамках КСО градообразующих компаний; социальное самочувствие населения моногородов и оценка им предпринимаемых мер по реструктуризации экономики (по данным СМИ и социальных сетей). Ставится задача определить возможные пути повышения эффективности уже идущих или намечаемых изменений производственного и социального облика моногородов.
На первом этапе изучались кейсы средних и малых городских поселений Сибири, Урала и севера Европейской части России, находящихся в неблагоприятных природно-климатических или экологических условиях. Это - Надвоицы, Костомукша (Республика Карелия), Кировск (Мурманская область), Воркута (Республика Коми), Краснотурьинск (Свердловская обл.), Чусовой (Пермский край), Усолье-Сибирское, Байкальск (Иркутская область).
В дальнейшем предполагается включение в географию проекта других регионов с акцентом на изучение опыта моногородов по цифровизации городского хозяйства и социальной сферы (образование, здравоохранение), по экологической реабилитации территорий и развитию туристско-рекреационного потенциала.
Источник: arctic-russia.ru
Оценка инвестиционного потенциала и проектов развития субъектов Российской Федерации, входящих
в Арктическую зону РФ
Приоритетный характер освоения российской Арктики, подчеркнутый на высшем государственном уровне, значительно усилил интерес к этим территориям. Принимаются стратегические документы и программы их развития («Основы государственной политики в Арктике», «Стратегия развития Арктической зоны РФ», «Государственная программа социально-экономического развития Арктики».). Российская Арктика стала крупнейшей особой экономической зоной в мире для привлечения инвестиций и реализации инфраструктурных проектов общенационального и мирового значения (Северный морской путь).
В этой связи Фондом «Политика» проводится аналитический мониторинг официальных документов, научных публикаций, материалов СМИ об инвестиционных проектах в западном секторе российской Арктики. Особое внимание уделяется Мурманской области и Ямало-Ненецкому автономному округу и деятельности на их территории крупных компаний нефтегазового, горнодобывающего и транспортного сектора. В перспективе предполагается расширение мониторинга на другие регионы Арктической зоны РФ.
Особенностью мониторинга является рассмотрение инвестиционных проектов с точки зрения их позиционирования в публичном пространстве, количественный и качественный анализ информационного потока. Формирование благоприятной общественной реакции крайне важно для реализации инвестиционных проектов ведущих российских компаний в Арктике.
Социальные проекты крупного российского бизнеса в условиях новых вызовов
С 2016 года Фонд «Политика» занимается изучением благотворительной деятельности как одной из главных составляющих корпоративной социальной ответственности (КСО) крупных отечественных компаний. Пандемия коронавируса в 2020-2021 годах создала «новую реальность» для корпоративной благотворительности и ее координирования с социальными инициативами государства.
Задача данного этапа исследований состоит в выявлении и систематизации новых трендов в содержании и регулировании корпоративной благотворительности в период борьбы с коронавирусной пандемией. При этом уже очевидно, что многие новации станут долгосрочными тенденциями. Они требуют пересмотра существующих инструментов и направлений благотворительности, совершенствования взаимодействия бизнеса с государством и некоммерческими социально-ориентированными организациями.
Проект предусматривает как текущий мониторинг новых практик благотворительной деятельности бизнеса и государственного регулирования в данной сфере, так и обобщение произошедших изменений в организации и форматах благотворительности, в развитии волонтерского движения, в позиционировании социальной ответственности бизнеса в ответ на изменившиеся общественные запросы и императивы государственной политики.