Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.
Рейтинги и исследования
Июль 2024
Многополярная мировая экономика
не будет сформирована еще в течение продолжительного времени – к этому нет достаточных предпосылок
Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН) опубликовал доклад “Трансформация мировой экономики: возможности и риски для России”. В нем делается вывод, что многополярная мировая экономика не будет сформирована на горизонте по крайне мере до 2050 года. В настоящее время нет предпосылок для самостоятельных интеграционных проектов, не связанных с Северной Америкой, Евросоюзом и Китаем. Сырьевая специализация России затрудняет трансформацию товарной кооперации в кооперацию технологическую.
В докладе говорится, что интенсивность глобализации в форме обмена товарами затухает: темпы роста трансграничной торговли более не опережают темпы роста мирового ВВП. Но глобализация продолжается в иных формах, и на первый план выдвигается обмен технологиями, причем в формах нетоварных трансфертов. Разнообразие их видов достаточно велико: от переноса в третьи страны высоко- и среднетехнологичных производств с последующей частичной локализацией технологических цепочек до безвозмездного пользования цифровыми платформами транснационального уровня. Обмен изделиями (товарами) постепенно заменяется и вытесняется обменом технологиями.
Авторы отмечают, что многочисленные интеграционные проекты в мире имеют весьма скромные успехи (а большей частью отмечены очевидными провалами), включая примеры в Центральной и Южной Америке, Юго-Восточной Азии, Персидском заливе и Магрибе. В документе приводятся наиболее распространенные ошибки, допускаемые при создании международных экономических объединений:
1) Неверное целеполагание.
Инициаторы интеграционных движений главной целью и наиболее желанным результатом консолидации экономик называют «ускорение экономического развития», сводящегося на практике к темпам роста ВВП. Однако данный результат, если и достигается, то в достаточно отдаленной перспективе, так как является не прямым, а опосредованным итогом. Однако первоочередным эффектом является не рост создаваемой добавленной стоимости, а ее более равномерное распределение. Каждая производственная единица – участник трансграничной производственной цепочки – получает свою долю в «общем» доходе; в случае роста объемов производства и, соответственно, создаваемого дохода, этот доход распределяется и между странами – участницами объединения. Темпы роста ВВП выравниваются, становятся более равномерными, «синхронизированными». Но сам рост создаваемой добавленной стоимости остается негарантированным, а рост технологической сложности оказывается вне целей интеграции.
2) Попытки интеграции «параллельных экономик».
Это экономики, имеющие ограниченные производственно-технологические связи, но сходную отраслевую и продуктовую структуру производства. Дублирование структуры производства стран одного региона во многих случаях обусловлено объективными факторами: природно-климатическими (сельское хозяйство), горно-геологическими (добывающая промышленность), географическими (логистические хабы и транспортные коридоры) и т.п. Сходство «внешних» (по отношению к национальной экономике) условий часто предопределяет специализацию региона в международном разделении труда; но оно же делает однотипными экономики стран внутри региона. Возникает эффект «параллельного развития» национальных экономик в пределах специализированного региона. Хозяйственные комплексы отдельных стран развиваются «не пересекаясь», не образуя значимых (а тем более, критичных) для их функционирования хозяйственных связей.
3) «Оппозиционная» интеграция.
Такая интеграция основана на совместном противостоянии странам (либо их объединениям) более сильным в экономическом и технологическом отношении. При этом общность интересов, территориальное соседство и схожесть структуры экономик отождествляются с «единством» экономического пространства. Подобная интеграция не является «конструктивной» интеграцией, основанной на институциализации фактически сложившегося трансграничного разделения труда в целях повышения эффективности функционирования уже сформировавшихся межнациональных производственно-технологических цепочек.
Таким образом, проекты региональной и «оппозиционной» интеграции вряд ли приведут к формированию новых самостоятельных полюсов «экономической силы».
В настоящее время лидерство технологически продвинутых экономик обеспечивается на уровне фактической непреодолимости «технологического разрыва». В ситуации, когда международное разделение труда приобретает черты технологической сегрегации, преодолеть этот разрыв экономика даже крупной страны собственными силами не может. Соответственно, страны – доноры технологий склонны диктовать условия технологической кооперации, отводя странам – реципиентам подчиненную роль. Потенциал самостоятельного технологического развития сосредоточен в немногих крупнейших экономиках и их коалициях. В настоящее время к ним относятся Китай, Евросоюз и Северная Америка.
Для России возможности стать одним из центров, образующим вокруг себя систему производственно-технологических связей, весьма ограничены. Российская экономика в течение последних трех десятилетий двигалась в направлении упрощения и укорачивания собственных (образуемых внутри страны) технологических цепочек. Поэтому в настоящее время Россия, с одной стороны, не может предложить другим странам достаточно емкого «пространства» для участия в производственно-технологических цепочках, сформированных внутри страны, с другой – не располагает технологическими ресурсами, которые можно было бы предложить другим странам для встраивания в их производственно-технологические контуры.
Специализация России на производстве минерально-сырьевых продуктов и продуктов первичной переработки, имеющих высокую рентную составляющую, но «короткую» производственно-технологическую цепочку, затрудняет трансформацию товарной кооперации в кооперацию технологическую.
Доля экспорта в мировом ВВП
2024 год
Июль
Июнь
Май
Китай переживает взрывной рост инвестиций в возобновляемую энергетику
Апрель
Гонка ИИ замедляется и ускоряется одновременно
Март
Первые демографические итоги 2023 года: рекордное снижение рождаемости при дефиците рабочих рук
Февраль
США получат наибольшую выгоду от внедрения искусственного интеллекта
Январь
Иранский опыт: системные санкции лишают экономику источников развития
2023 год
Декабрь
Ноябрь
Низкие темпы роста развитых стран являются неизбежными?
Октябрь
В России снова растет число пенсионеров
Сентябрь
Ни один российский университет не попал в первую сотню шанхайского рейтинга университетов
Август
Экономический бум в Китае закончился?
Июль
Руководители крупных американских компаний намерены внедрять генеративный ИИ
Май
Апрель
Расходы федерального бюджета в два раза превысили доходы
Март
Февраль
Индекс экономической свободы демонстрирует негативные тенденции в мире
Январь
Дефицит федерального бюджета России быстро увеличивается
сверх прогнозов
2022 год
Декабрь
В России резко снижается рождаемость
Ноябрь
ЦБ РФ прогнозирует ускорение спада ВВП, но экономические показатели будут лучше ожидавшихся
Октябрь
Сентябрь
Наиболее конкурентоспособные экономики мира по версии IMD
Август
Экономика Китая: растет или сокращается?
Июль
Российская экономика в мае-июне стабилизировалась
Июнь
Большинство стран не присоединились к санкциям против России
ОАЭ и Австралия продолжают привлекать миллионеров
Май
Крупнейшие публичные компании продолжают наращивать прибыль
Апрель
Банк России прогнозирует трансформацию российской экономики
Март
Февраль
2021 год
2019 год
2018 год