Основан в 1993 году
в целях объединения
и координации усилий политиков, общественных деятелей, ученых для содействия решению актуальных вопросов
в сфере политики и экономики, развитию гражданского общества и правового государства.

Рейтинги и исследования

Август 2024

Переход от экономики среднего дохода к высокоразвитой становится более сложным

Всемирный банк опубликовал «Доклад о мировом развитии 2024», в котором проанализированы возможности перехода стран со статусом «экономики среднего дохода» в статус высокоразвитых.

 

По мере роста благосостояния многие страны попадают в «ловушку среднего дохода», когда подушевой доход достигает около 10% от уровня США и эта доля перестает увеличиваться. С 1990 года в категорию стран с высоким уровнем дохода смогли перейти только 34 страны – при этом почти половина из них воспользовались плодами интеграции в Европейский союз либо имели крупные запасы нефти. В 2023 году к странам со средним уровнем дохода относились 108 государств. Им становится сложнее вырваться из «ловушки среднего дохода» из-за старения населения, роста протекционизма в странах с развитой экономикой и необходимости осуществлять энергетический переход. В докладе предлагается стратегия для таких стран, основанная на инвестициях, приобретении технологий и инновациях.

В настоящее время Всемирный банк к «странам со средним уровнем дохода» относит 108 государств — это страны с валовым национальным доходом (ВНД) на душу населения от 1136 до 13 845 долларов США. В это число входит Китай, но не входит Россия. При этом в последние 10 лет прогресс стран со средним уровнем дохода затормозился и даже повернулся вспять – если считать, как долю от показателя США. Особенно наглядно это видно, если исключить из рассмотрения Китай. В докладе говорится, то такие страны, как Бразилия и Мексика, вероятно, будут отставать от США в 2100 году еще больше, чем сегодня.

ВНД на душу населения в странах среднего дохода как доля от этого показателя США (черная линия – все страны среднего дохода, красная – за исключением Китая). Для сравнения приведены также показатели Кореи, Польши и Чили

 

В докладе говорится, что одна из причин «ловушки» - это противодействие развитию со стороны тех, кто обладает рыночной властью или влиянием на правительство. Изменение устаревших политик и институтов необходимо для быстрого роста, а их сохранение в угоду влиятельным игрокам препятствует конкуренции и не дает в полной мере расти тем, кто действует эффективно. Иногда разрушение — это необходимое зло, которое расчищает путь созиданию, говорится в докладе. По этой причине именно во времена кризисов в странах со средним уровнем дохода наиболее часто открывается «окно возможностей». Странам со средним уровнем дохода необходимо найти баланс между созданием, сохранением и разрушением.

В докладе предложена стратегия достижения статуса страны с высоким уровнем дохода, названная стратегией трех «И». Страны с низким уровнем дохода могут сосредоточиться исключительно на мерах политики, направленной на увеличение инвестиций, – это этап «И-1». Но как только они перейдут в категорию стран с уровнем доходов ниже среднего, им необходимо будет изменить тактику и расширить комплекс мер политики до этапа «И-2», сочетающего инвестиции с активным привлечением зарубежных технологий, то есть, их внедрением и распространением в различных сферах экономики. Достигнув уровня дохода выше среднего, странам следует снова сменить тактику и перейти к заключительному этапу «И-3», сочетающему инвестиции, технологические «инъекции» и инновации. На этапе инноваций страны уже не просто заимствуют идеи с передовых мировых технологических рубежей – они расширяют эти рубежи.

Важно то, каждый этап требует адекватной ему политики (и, к примеру, политика, направленная на достижение «И-3», будет неэффективна на этапе «И-1»), а переход от этапа к этапу – изменения институтов.

В докладе говорится, что ярким примером реализации стратегии трех «И» является Южная Корея. Это одна из немногих стран, которая, стартовав в статусе страны с низким уровнем дохода, смогла достигнуть душевых показателей около 50% от уровня США. Южная Корея начала с несложного набора мер политики, направленных на наращивание государственных инвестиций и поощрение частных инвестиций. В 1970-х годах эти меры переросли в промышленную политику, которая поощряла отечественные компании перенимать иностранные технологии и более сложные методы производства. Для этого лицензировались технологии у японских и американских компаний. Министерство образования поставило государственным университетам задачу оказать содействие в разработке новых комплексов навыков, востребованных отечественными компаниями, и выделило им на это дополнительные средства. А сегодня корейские компании, такие как Samsung, и сами являются источником инноваций мирового уровня. Крупных успехов на том же пути добились также Польша и Чили.

Производительность труда в Бразилии и Южной Корее относительно уровня США

 

Одновременно в докладе признается, что сегодня задача догнать развитые страны выглядит сложнее, чем раньше. Причинами являются демографические изменения в странах со средним уровнем дохода, рост протекционистских барьеров в развитых странах и необходимость обеспечить энергетических переход, который требует дополнительных инвестиций. При этом без энергетического перехода доступ на развитые рынки будет, вероятно, затруднен еще больше. В настоящее время на страны со средним уровнем дохода приходится 93% субсидий для ископаемого топлива, и эта практика препятствует росту доли наиболее сложных секторов экономики в этих странах. Рост цен на энергоносители несет в себе значительный потенциал для компаний по снижению энергоемкости. В долгосрочной перспективе рост цен на энергоносители, как правило, полностью компенсируется более высокой эффективностью.

Источник

Россия 101000,

г. Москва,

Б. Златоустинский пер,

дом. 8/7

Тел.: +7 495 624-2280

Факс: +7 495 624-1081

E-mail: info@polity.ru

www.polity.ru